Поиск:


Новый курс – «New Deal» Рузвельта
(Окончание. Начало в №15(323)
от 15–21 апреля 2009 г.)


Реформы президента Франклина Делано Рузвельта
в период Великой депрессии

Новый курс 30-х годов президента Рузвельта – это по существу расчистка экономических, финансовых, кредитных и социальных проблем, накопившихся за время правления президентов Кулиджа и Гувера, а также бума 20-х годов, при «подушке безопасности» (говоря современным языком), созданной в США в период Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда страна превратилась во всемирного кредитора с крупнейшим золотым запасом, развитой банковской системой, стабильно развивающимися промышленностью, строительством и сельскохозяйственным производством. Несмотря на незначительную рецессию 1920–1921 гг., именно в период 1922–1928 гг. в США была создана сеть шоссейных дорог, заложены основы массового производства автомобилей, сложились развитая промышленная и строительная индустрия, а также устойчивый сельскохозяйственный потенциал. Однако ко времени инаугурации президента Рузвельта в марте 1933 г. страна по существу находилась в состоянии хаоса: число безработных достигло 13 млн чел., промышленное производство снизилось наполовину, в упадок пришла горнодобывающая отрасль, производство автомобилей сократилось на 70%, стали – на 90%, развалилась банковская система, закрылись 135 тыс. крупных предприятий, в том числе и градообразующих, около 2,5 млн чел. остались без жилья, прекратилось производство локомотивов и вагонов, началось массовое разорение фермеров из-за кредитных долгов. С 1929 г. по 1933 г. разорилось 897 тыс. фермерских хозяйств, дефляция при низкой покупательной способности составила 25%, возросло бродяжничество и нищета, особенно среди «синих воротничков» и цветного населения.
Неминуемая катастрофа и ее пик имели место в период республиканской администрации президента Герберта Кларка Гувера, считавшего, что «рынок» сам отрегулирует свои проблемы и принимавшего соответствующие решения по его поддержке.
Гувер был избран президентом США в 1924 г. Он являлся сторонником свободной конкуренции как традиционного американского пути развития и бескомпромиссным противником платформы демократической партии, кандидатом в президенты от которой был губернатор Нью-Йорка Альфред Смит.
Годы президента Гувера (1924–1928) в американской литературе часто называют «лихими двадцатыми» («roaring twenties»). Они совпали с разоблачением коррупции в администрации предшествующего президента Уоррена Гамалиела Гардинга и его вице-президента Джона Калвина Кулиджа, затронувшим самые верхи власти: Министерство юстиции, военное ведомство, Бюро ветеранов, Министерство внутренних дел, Администрацию союзного сотрудничества и взаимных поставок в период Первой мировой войны. По результатам расследования комиссии Конгресса многие чиновники и администраторы были уличены во взяточничестве и сотрудничестве с уголовными группировками и приговорены к различным срокам тюремного заключения, крупным денежным штрафам. Эти годы отличались разгулом преступности, контрабандой спиртных напитков в условиях «сухого закона», созданием и функционированием нелегальных кабаре и салунов с продажей спиртного, «отмыванием», укрыванием от налогообложения средств на бирже и в различных инвестиционных фондах. Игре на бирже способствовали также низкие кредитные ставки, снижение подоходного налога на высокие доходы. Образовавшиеся свободные денежные потоки использовались на фондовой бирже, приносили крупные дивиденды от инвестиций в строительство, автомобильную и другие высокодоходные отрасли промышленности. Несмотря на крупные денежные потоки, администрация президента Гувера, следуя своей экономической политике, не принимала каких-либо мер по поддержке агропромышленного комплекса, постепенно приходившего в застойный хаос, связанный, с одной стороны, с избытком определенных видов сельскохозяйственной продукции на рынке, а с другой – с кризисом сбыта, разорением фермерских хозяйств и ростом сельскохозяйственной безработицы.
Накопившиеся экономические, социальные и коррупционные проблемы привели к биржевому краху в октябре-ноябре 1929 г., одной из причин которого, среди прочих, в американской экономической литературе называют разрыв между высокими доходами от биржевых и прочих спекуляций и ростом ВВП. В 1929 г. по сравнению с 1923 г. этот разрыв увеличился примерно в два раза. Вслед за резким падением курса акций на американской фондовой бирже и снижением промышленного производства европейские финансовые институты начали отзывать из США накопившиеся еще в период мировой войны депозиты.
Однако в связи с временным прекращением залоговых кредитов началось разрушение кредитно-банковской структуры.
О банкротстве объявило более трети всех американских банков. Финансово-кредитный кризис распространился и на Европу. Банки Англии, Франции, Австрии и других стран прекратили кредитные операции. Банк Англии отказался от золотого стандарта. Далее, летом 1931 г. все страны-победители в Первой мировой войне отказались от взаимных платежей по военным долгам и взыскания репараций с Германии по итогам Версальского мирового договора.
Несмотря на признаки начинающегося кризиса, в 1928 г. на пост президента был вторично избран республиканец Гувер, назвавший предвыборную платформу демократической партии реформирования экономики «государственным социализмом» и объявивший программу развития «частной инициативы и свободной конкуренции», что, по его мнению, отвечало и национальной идее большинства населения США.
В годы своего правления президент Гувер пытался провести ряд антикризисных реформ, в частности по поддержке сельского хозяйства путем установления закупочных цен на ряд сельскохозяйственных продуктов при условии сокращения фермерами посевных площадей. Эта мера не получила поддержки в связи с отказом от нее большинства фермеров и затратами около 180 млн долл. и была отменена. При росте безработицы правительством были созданы различные агентства по поддержке безработных за счет федеральных и местных органов, но с сохранением принципов индивидуализма и ответственности. Президент Гувер предложил создать финансовую корпорацию по восстановлению экономики, которая и была создана в феврале 1932 г. Она была уполномочена в течение 6 месяцев выделить 1,2 млрд долл. на поддержку страховых компаний, сельскохозяйственных кредитных кооперативов и других финансовых институтов, но эти меры не дали ожидаемого результата. Не имели успеха и другие меры президента Гувера, и в частности акцептация коммерческих платежных документов для их дисконтного учета банками Федеральной резервной системы (ФРС), рассчитанная на сокращение отзыва зарубежных кредитов и укрепление денежной системы.
К мерам, принятым президентом Гувером в последние месяцы своего президентства, следует отнести создание 8–12 банков в различных районах страны с капиталом в 125 млрд долл. Эти банки должны были поддержать строительство частного жилья на основе долгосрочных займов, а также решить проблему оплаты ветеранских бонусных облигаций в объеме 2,5 млрд долл.
На президентских выборах в ноябре 1932 г. полный крах потерпел кандидат в президенты на третий срок республиканец Гувер. В своей предвыборной программе он обвинял кандидата-демократа Рузвельта в радикальном отказе от американского образа жизни, призывал к децентрализации власти с тем, чтобы способствовать свободе частного предпринимательства. В противном случае, утверждал Гувер, страна превратится в заросшую травой пустыню.
А предвыборная платформа демократов предусматривала резкое сокращение государственных расходов, сбалансированность бюджета, конкурентоспособные тарифы, сокращение безработицы, организацию пенсионного страхования под контролем государства, твердую валюту, участие США в международных конференциях по валютным проблемам, отказ от «сухого закона» и пенсионное обеспечение ветеранов, получивших инвалидность на военной службе. Помимо того, предусматривалось использовать все конституционные меры по поддерж­ке цен на сельскохозяйственную продукцию сверх издержек производства, провести банковскую и финансовую реформы, включая государственное регулирование торговли ценными бумагами. В предвыборной платформе демократической партии намечалась поддержка частных инвестиций при полной транспарентности декларируемых доходов из отечественных и зарубежных источников.
Рузвельт был избран президентом 472 выборщиками, а Гувера поддержали только 59 выборщиков. Демократы также обеспечили себе большинство в Конгрессе и Сенате. Это свидетельствовало о полном разочаровании в политике республиканской администрации.
2009-05-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007