15 мая ТПП и Саратовская таможня провели круглый стол «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ». Федеральная таможенная служба (ФТС) уже согласовала Концепцию с ФСБ, Росграницей, Минздравом, рядом других министерств и ведомств. Теперь пришла пора провести общественную экспертизу документа. Обсудить перспективы работы в новых условиях собрались представители Саратовской таможни, предприятий – участников внешнеэкономической деятельности, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, таможенные брокеры, специалисты палаты.
Открыл заседание вице-президент областной палаты Алексей Антонов. Он напомнил, что впервые концепция рассматривалась в Нижнем Новгороде в рамках мероприятий ТПП РФ еще в декабре прошлого года.
– Я призываю собравшихся к разумному обсуждению положений этого документа, – сказал Антонов. – Концепция находится в разработке, и все высказанные предложения будут приняты к сведению и проанализированы.
Он подчеркнул, что цель документа – повышение экономической безопасности России путем совершенствования таможенного администрирования. Это связано с необходимостью инфраструктурного развития приграничных регионов и снижения транспортной нагрузки на крупные города страны – ведь внешнеторговый оборот все возрастает. Была поставлена задача исключить возможность перемещения по территории РФ товаров, в отношении которых не завершен процесс таможенного оформления. Необходимо сократить «плечо» доставки продукции между многосторонними автомобильными пунктами пропуска и потребителем. Разработка документов для реализации концепции перешла в практическую стадию. Грузы должны оформляться вблизи границы и далее следовать к получателю. Ныне существующая система перемещения товаров создает дополнительную нагрузку на транспортную сеть. В итоге возникают проблемы для организации эффективного таможенного контроля. Распространена ситуация, когда большегрузные трейлеры оформляются в одной таможне, а затем следуют в другой регион страны.
Для исправления положения требуется сеть складов терминального типа вдоль границы, рядом с многосторонними автомобильными и железнодорожными пунктами пропуска. Эти терминалы будут перехватывать транспортные потоки, там станут оформлять грузы. По завершении всех процедур товары выпустят в свободное обращение.
– Что касается Приволжского Федерального округа, необходимо отметить: последствия финансового кризиса существенно отразились на работе участников внешнеэкономической деятельности регионов ПФО, – говорит Алексей Антонов. – Так, по сравнению с 3-м кварталом прошлого года в 1-м квартале 2009-го количество предприятий, осуществляющих подобную деятельность, сократилось на 24%, компаний-экспортеров – на 10%, импортеров – на 39%. Объем товаров, прошедших таможенное оформление, уменьшился на 53%, вывозимых – на 54%, ввозимых – на 50%.
Однако ранее в своем отчете начальник Приволжского таможенного управления Вячеслав Голоскоков предположил, что снижение активности ВЭД и, как следствие, сокращение нагрузки на таможенников позволит приблизить реализацию концепции. К 2014 году на границу переведут оформление продукции, которая ввозится автомобильным транспортом, к 2020-му – железнодорожным. В ПФО таможенные посты планируется расположить в районе крупных производственных комплексов, местах концентрации товаров, перемещаемых всеми видами транспорта, особых экономических зонах. Сейчас в округе 14 таможен и 72 поста. 18 из них пограничные, 54 – внутренние.
В Приволжском регионе реорганизации подлежат 11 постов. В нынешнем году Марийскую и Мордовскую таможни планируется объединить с Чувашской и Пензенской. По мнению Голоскокова, это одна из мер, к которым вынуждена прибегнуть таможенная служба, чтобы добиться большей эффективности своей работы и помочь отечественному бизнесу оформлять товар в минимальные сроки, избежать лишних издержек.
Начальник Аналитического управления ФТС Владимир Ивин, выступая в Нижнем Новгороде, заявил: в дополнение к существующей инфраструктуре необходимо обустроить около 40 таможенно-логистических терминалов вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска. Стоимость объектов составит 9 млрд. рублей, расходы окупятся примерно за пять лет. Пропускная способность терминалов рассчитывается из того, что одновременно на их площади может оформляться от 250 до 2 тыс. единиц автотранспорта.
Что касается нашего региона, то представители Саратовской таможни, принимавшие участие в круглом столе в палате, пояснили: таможенное оформление товаров, которые ввозятся автомобильным транспортом, будет проходить на приграничной территории вблизи поселка Озинки (300 км от Саратова).
Представитель компании-перевозчика «Евротрак» выразил обеспокоенность тем, что нововведение увеличит сроки и стоимость прохождения таможенного досмотра. Он предложил взять за основу европейский опыт, где время прохождения таможни равно 2 часам, а стоимость – 50 евро. Представители таможенных брокерских компаний отметили, что не всем их работникам придется по душе работать «вахтовым методом» в районе Озинок. Такая «миграция», по их мнению, будет не очень удобна и участникам экономической деятельности, проходящим таможенный досмотр.
Также, Алексей Антонов сообщил:
– Наши действия носят системный, а не фрагментарный характер. Мы обращаем внимание участников внешнеэкономической деятельности на необходимость плановой корректировки их работы и внесения своевременных изменений в бизнес-планы.
Однако в процессе введения новых порядков предприниматели столкнутся с проблемами. Так, было отмечено, что в концепции мало отражена роль современных информационных технологий, а они могут явиться одним из локомотивов ее претворения в жизнь. Необходимо рассмотреть возможность документирования таможенно-логистических процессов. Концепция затрагивает и вопрос организации международных автоперевозок. Удаленность грузополучателя от мест таможенного оформления в условиях отсутствия действенных механизмов электронного декларирования увеличит время выпуска товара в свободное обращение. Также существуют коммуникационные риски – невозможность своевременно предоставить по запросу таможенников дополнительную информацию. Между тем подобная необходимость возникает довольно часто, особенно при поставках высокотехнологичного оборудования. Вопросы есть и по оформлению экспортных грузов, поскольку в этом случае неизбежно создание представительств, приближенных к постам, что влечет серьезные финансовые затраты. Ведение внешнеэкономической деятельности предполагает наличие валютного контроля. Сроки предоставления деклараций в банки возрастают как минимум на время пересылки с отдаленных постов, добавляются почтовые расходы. Существует и проблема обеспечения дальних постов квалифицированными кадрами.
Подводя итоги круглого стола, Алексей Антонов заверил, что все прозвучавшие здесь предложения будут обобщены и учтены при дальнейшей работе по совершенствованию новой структуры таможенных органов. А для выработки предложений по внесению изменений в Таможенный Кодекс и для решения конкретных проблем в деятельности таможенных структур и околотаможенного бизнеса предложено создать Комитет по внешнеэкономической деятельности при областной торгово-промышленной палате.