Поиск:


Яичные часы
21 апреля 1735 в семье нижегородского мелкого торговца Петра Кулибина появился на свет русский изобретатель-самоучка Иван Кулибин.

Он рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны приспособления для слесарных, токарных и прочих работ. Кроме того, отец, поощрявший увлечение сына, старался привезти ему все книги по физике, химии и прочим естественным наукам, которые только мог найти. И постепенно Ваня понимал, откуда у вещей «растут уши». Еще совсем юным он в считаные минуты чинил механизмы любой сложности. Чаще всего это были часы, но приходилось ремонтировать и заводские машины.
Купец Михаил Костромин первым разглядел талант Ивана Кулибина и не побоялся вложить средства в его изобретения. Вскоре весть о молодом чудо-механике разнеслась по Нижнему Новгороду. А поскольку местные купцы торговали по всей России, иногда заглядывая в Европу и даже Азию, о талантливом самородке быстро прослышали и далеко за пределами города. Но Кулибину удалось еще большее – обратить на себя внимание самых высокопоставленных особ.
Екатерина II, взойдя на престол, совершила ряд путешествий, как она говорила, в «Азию»: по Волге от Твери до Симбирска. Ожидалось, что в 1767 году императрица удостоит вниманием Нижний Новгород. И Кулибин в 64-м задумал изготовить к её приезду необычные часы. Для Костромина дело могло обернуться очень крупным выигрышем, что купец смекнул сразу. Но вначале пришлось изрядно потратиться. Несколько лет купец содержал всю семью мастера и его помощника Алексея Пятерикова, выделял средства на приобретение инструментов и материалов. Для себя, заручившись поддержкой губернатора Аршеневского, Михаил Костромин вытребовал только одной привилегии: лично представить царице самородка и его произведения.
Императрица приняла изобретателя и его «спонсора» 21 мая 1767 года. В продемонстрированных Екатерине часах, по размерам и форме напоминавших утиное яйцо, ежечасно распахивалась дверца и появлялись крошечные человечки из золота и серебра, разыгрывающие под музыку целое представление.
Хотя изделие было ещё не совсем готово, государыня осталась довольна и пригласила нижегородцев в Петербург после окончания работы. Прошло два года, и Кулибин приехал покорять столицу. Костромин же получил, говоря современным языком, «высочайший пиар», обернувшийся увеличением оборота и капитала. А ещё добрую славу на века.
В первые годы пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, семья оптиков Беляевых. Как из рога изобилия сыпались изобретения: приборы и «всякие машины, которые... полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем». Вот далеко не полный перечень того, чем русский самоучка поражал современников: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп.
Когда к власти пришел Павел I, Кулибин не стал «цепляться» за академию наук, в которой провел без перерыва 32 года, и вернулся в родной город. 61-летний механик, сохранивший ясность ума, точный глаз и твердую руку, по-прежнему продолжал изобретать. Правда, размах воплощения его новых проектов в жизнь становился существенно меньше… Кулибин от щедрот своих дарил творчество людям, а ушлые иностранцы потом устроят настоящую охоту за чертежами мастера и присвоят себе многие изобретения нашего соотечественника. Например, его оптический телеграф царское правительство купило уже французов.
Проекты и идеи рус­ского самоучки существенно повлияли на мировое техническое развитие. Его трехколесный экипаж-самокатка с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через 100 лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца. Придуманная нашим соотечественником для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, «механическая нога» – прообраз нынешних протезов. Без кулибинского метода веревочного многоугольника не было бы ажурных и очень прочных современных мостов. И даже больше – в основу строительства знаменитого пекинского стадиона «Птичье гнездо», где соревнуются олимпийцы, положены идеи, высказанные Иваном Кулибиным в XIX веке.
По материалам сайтов
www.sarbc.ru, www.calend.ru, www.peoples.ru,
www.marsiada.ru, shkolazhizni.ru



Даты и люди


17 апреля
1824 год – подписана первая русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле. Этим же договором устанавливались границы русских владений на Аляске.


18 апреля
1865 год – издается закон о цензурной реформе, согласно которому учреждается Главное управление по делам печати.
1922 год – на московских улицах появился первый автобус. Ездил он только между двумя станциями, стоило такое путешествие ни много ни мало четверть миллиона рублей, машина не имела номера, и сесть в нее за отсутствием расписания можно было только случайно.
1927 год – Ленинградский комитет по делам изобретений патентует прибор искусственного дыхания.


19 апреля
1563 год – в Москве открывается типография первопечатника Ивана Федорова и Петра Мстиславца, начинается издание первой русской печатной книги – «Апостола».
1701 год – Саратову вручена для вечного владения Грамота пожалования Петром I земель, окружающих город: 298 763 десятин.
1970 год – с главного сборочного конвейера Волжского автомобильного завода (теперь – «АвтоВАЗ») сошел первый автомобиль модели «Жигули» ВАЗ. Прототипом послужил «ФИАТ-124», который был доработан и адаптирован к условиям России.
1991 год – принят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и образована служба занятости.


20 апреля
1656 год – в России появляются медные деньги (взамен серебряных).
1935 год – первый в мире хит-парад на радио. Распределять на американских волнах песни по популярности начали благодаря стараниям журналиста Уоррена Хилла.
1940 год – в США продемонстрирован первый электронный микроскоп, изобретенный доктором Владимиром Зворикиным. Махина весом в полтонны и высотой более 3 метров давала увеличение в 100 тысяч раз.
Анна МУХИНА
2009-04-24


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007