Старший вице-президент Торгово-промышленной палаты нашей области Виктор Федотов покинул этот пост в прошлом году. Один из основателей региональной ТПП окончательно перебрался в Москву. На должность директора АНО «Международный институт менеджмента для объединений предпринимателей», учредителями которого являются ТПП РФ и CIPE – Центр международного частного предпринимательства при Торговой палате США.
Напоследок кандидат исторических наук, профессор кафедры экономической и политической истории России СГСЭУ поделился с читателями «НВ» своими планами на будущее и воспоминаниями.
Об институте
– Создание института при торгово-промышленной палате – это потребность времени. Мы часто говорили о том, что нам не хватает аналитического центра, способного отслеживать социально-экономическую ситуацию в России и вырабатывать собственную независимую позицию бизнеса по отношению к власти, обществу. И публично заявлять о ней. Поэтому палата России всегда думала о создании такого аналитического центра. Это стало первой предпосылкой к созданию института.
Вторая предпосылка – резкое увеличение количества палат на территории нашей страны. Если в 1991 году в России было 18 торгово-промышленных палат, то сегодня их больше 170. Кроме того, ТПП страны и региональные палаты за эти годы создали около себя производственные подразделения – фирмы, которые выполняют определенные отдельные функции. Например, «Экспоцентр» при ТПП России или АНО «Союзэкспертиза», которая имеет огромную сеть по всей стране включая исследовательские лаборатории. Необходимость работать каждому сотруднику палаты или предприятия на уровне аналитиков и поставила перед нами задачу по повышению квалификации сотрудников всей этой сети.
Третья проблема – многие палаты разнятся по содержательной части. Есть достаточно сильные ТПП, но есть и совсем слабые. Например, саратовская ТПП – единственная в России и странах СНГ, которая получила право на сертификацию системы менеджмента качества по международным стандартам серии ИСО 9000. А челябинская палата, к примеру, проводит большую работу по патентованию изобретений. При этом обмена опытом, к сожалению, не происходит. Следовательно, нужен некий научно-методический центр, который соберет все лучшее, что освоено региональными палатами, для обмена опытом. Эту функцию тоже возьмет на себя институт.
В США подобный институт существует с 1920 года. А так как с 1995 года мы тесно сотрудничаем с американской Торговой палатой, то они обещали поделиться с нами программами и помочь с подготовкой преподавателей.
Есть, конечно, проблема несоответствия программ. Когда слушаешь их специалистов, все прекрасно. А выйдешь на улицу, на свежий воздух, глянешь на матушку-Россию и думаешь: как же все это здесь можно применить? Поэтому и приходится адаптировать некоторые их программы под российскую действительность. И это, пожалуй, самый трудный вопрос, которым я сейчас занимаюсь.
Таким образом, Институт менеджмента, который я сейчас создаю, должен стать не только институтом повышения квалификации для менеджмента ТПП и ассоциаций предпринимателей, но и научно-методическим центром для всех некоммерческих организаций России.
О жизни и работе
– Когда восемь лет назад написал свою первую книгу по истории торгово-промышленных палат, я её закончил словами «нужна своя школа». И все эти восемь лет по разным поводам напоминал руководству палаты России о необходимости создания такого центра. Конечно, я не предполагал, что я стану его руководителем, и у меня не было в мыслях уезжать из Саратова.
Вся моя сознательная жизнь связана с этим городом. В 1956 году, когда моего отца реабилитировали, наша семья вернулась в родной Саратов. До этого отец был объявлен врагом народа. Ему дали восемь лет лагерей и три года ссылки. А ещё пожизненный запрет на проживание в областных центрах.
В Саратове я поступил в институт, работал на оборонном предприятии, прошел путь от радиомонтажника до начальника цеха, делал полупроводниковые лазеры, жидкокристаллические дисплеи. 20 лет занимался радиоэлектроникой на оборонном предприятии. А в 1984 году меня неожиданно для меня самого назначили директором швейной фабрики – это инженера-электронщика! Как в старом советском анекдоте – директора консервного завода поставили ректором консерватории.
Для меня это был шок, конечно. Знаете, это когда исследуешь поведение электрона в вакууме, занимаешься pn-переходами в электронной технике, а потом тебя заводят в швейный цех и говорят – теперь думай, как шить платье.
Когда я пришел в легкую промышленность, мне было интересно, смогу ли я вообще потянуть. Я даже в журнале «Волга» в 1987 году опубликовал записки директора и назвал их «Женское пальто с кокеткой». Раньше слово «кокетка» имело для меня только одно значение. А оказалось, что это ещё и технологический термин.
Легкой промышленности я отдал 11 лет. В 1989 году стал генеральным директором промышленно-торгового объединения «Волжанка», а потом президентом ОАО «Волжанка». У меня под контролем было 10 предприятий на территории Саратовской области и более 3 тыс. рабочих. И плюс 11-е во Вьетнаме, где работала ещё тысяча человек. Нам многого удалось достичь. Достаточно сказать, что последние три года, когда я там работал, мы каждый месяц отправляли по одному сорокафутовому контейнеру мужских сорочек в Нью-Йорк. Все тогда ругали лёгкую промышленность, говорили, что наши швейники не умеют шить. А мы сидели, слушали да посмеивались.
Работая генеральным директором, я впервые познакомился с институтом торгово-промышленных палат и стал одним из учредителей саратовской ТПП. Мне было интересно развитие международных деловых связей, тем более что сам занимался этим, экспортировал. Словом, меня всё это интересовало, поначалу просто как инструмент, который мне помогал бы в работе. А когда началась перестройка, приватизация, я решил уйти в палату. Здесь я провел 12 счастливых лет.
О счастье
– В чем было счастье? Очень отчетливо я запомнил первый день своей работы, когда ещё молодым специалистом запускал первую в СССР линию по производству жидкокристаллических индикаторов. Помню, у меня в руках было ведро краски и кисточка. И я в огромном зале на мраморном полу рисовал места под будущее оборудование. Это стало символом всей моей жизни – чистый пол, и на нем я рисую то, что когда-нибудь будет. Но раньше передо мной всегда были такие задачи, которые мне ставил кто-то другой: обком партии, министр и т.д. А здесь, в торгово-промышленной палате, я сам придумывал себе задачи и реализовывал их. Это была в высшей степени творческая работа.
В ТПП оказалось много интереснее, чем в легкой промышленности. Поначалу нас было 15 человек. Первым делом надо было понять, что же такое торгово-промышленная палата. Я знал, что здесь проводят экспертизу, выдают сертификаты происхождения товаров. Но не представлял, сколь глубоко и интересно дело по обеспечению коммуникаций между предпринимателями разных стран, по взаимодействию бизнеса и власти. И как обычно, стал вникать, как любой физик, который вникает в процесс поведения электрона.
Я начал вникать, раскладывать все на молекулы, разбираться. А когда накопилось много информации, решил собрать ее в книгу. Сейчас у меня вышло уже пять книг. Причем последняя из них получила поддержку и опубликована в США. Ту классификацию палат мира, которую я сделал, признали специалисты и эксперты в Америке и других странах мира.
Мои исследования были признаны и в России. В 2007 году торгово-промышленные палаты РФ праздновали 90-летний юбилей. Эта дата доказана и предложена мной. 11 декабря президент России Владимир Путин принял группу руководителей торгово-промышленных палат во главе с президентом ТПП РФ Евгением Примаковым. Встреча была посвящена 90-летнему юбилею. Примаков вручил президенту страны книгу об истории торгово-промышленных палат, одним из авторов которой был я.
Большое влияние на моё мировоззрение оказал Владимир Динес, ректор Саратовского государственного социально-экономического университета. Это он предложил мои исследования оформить в качестве диссертации. Так я увлёкся наукой, с которой, видимо, уже и не расстанусь. Поэтому я и называю 12 лет работы в Торгово-промышленной палате Саратовской области самыми счастливыми в своей жизни.
Может быть, нынешняя должность – это логичное продолжение моей деятельности.
О планах
– Первое, что мне удалось пока сделать на новой должности, – это провести маркетинговое исследование. Я разослал всем палатам и бизнес-ассоциациям список из 25 направлений, по которым мы будем проводить образовательные программы. Оказывается, в рейтинге перспективных тем менеджмент торгово-промышленных палат – только на шестом месте. А на первом стоит проблема организации вовлечения в члены этих организаций. То есть появился рейтинг некоторых задач, в решении которых заинтересованы торгово-промышленные палаты. Я по-новому начал видеть проблематику – чему надо учить в первую очередь.
Вскрылась проблема освоения новых специальностей, которых нет пока в планах российских вузов, например, менеджер выставочной деятельности. Новые профессии родились, но министерство образования не заметило этого. И у меня новая головная боль – надо формировать полноценную магистратуру новых специальностей при институте. А это большая работа.
Что будет дальше, покажет жизнь. Но, судя по тому перечню задач, который я уже себе накопил, мне ещё одна жизнь потребуется.