Поиск:


Стулья – сегодня, деньги – завтра
Саратовская область – один из лидеров мебельного рынка России. В регионе правят бал местные производители, которые выпускают недорогую и качественную продукцию. В минувшем году данный рынок в области вырос на 30% по отношению к 2007-му. Но что ждет мебельщиков сейчас, когда все игроки отмечают снижение покупательской активности?

Сегодня на этом рынке Саратовской области действуют как местные игроки, так и компании из других регионов. Первые представлены такими производителями, как мебельная фабрика «Мария», Энгельсская мебельная фабрика (Emfa), «Калинка» (Ясень), Evanty, Loretti. Наиболее крупные предприятия второй категории – мебельный центр «СБС», «РИМИ», «Формеа-кухни», Кухни «Эльт», «Giulia Novars», «Шатура Мебель», Mr. Doors, «Анонс». Большинство из них имеет статус федеральных сетей.
В столице губернии порядка 136 мебельных салонов, в том числе 63 региональных представителя. Эксперты отмечают: в прошедшем году саратовский рынок мебели был еще далек от полного насыщения: на нем отсутствовали крупные торговые супермаркеты такого формата, как IKEA (планировался запуск в 2009-м).
– В области существует проблема дефицита качественных торговых точек, основа ритейла здесь – это торговые точки площадью от 50 до 1000 кв. м. По­этому крупные ритейлеры, желающие выйти на саратовский рынок, вынуждены строиться самостоятельно, – говорит ведущий маркетолог мебельной фабрики «Мария» Раиса Яковлева.


Дом или офис

Хотя для многих офис стал вторым домом, в нашем регионе в 2008 году домашняя мебель по-прежнему была более востребованной.
На ее продажи приходится порядка 80–85% рынка в целом. На офисную мебель – 15%. При этом многие компании торгуют и первой, и второй.
– Наш мебельный рынок формируется в основном за счет местных производителей. В Саратовской области самая действенная на данный момент стратегия – продажа мебели под собственным брендом. Тон задают ведущие местные фабрики, а мультибрендовых супермаркетов здесь пока мало, – считает Яковлева. На долю импорта приходится порядка 45% саратовского мебельного рынка.
Как отмечают игроки, в 2008 году наблюдалась тенденция к импортзамещению, особенно в низшем и среднем ценовых сегментах. Покупатели лояльны к отечественной продукции, но при этом достаточно требовательны к качеству и дизайну. В связи с экономическим кризисом и прогнозируемым снижением курса рубля сравнительное преимущество импортной мебели будет также снижаться. Это может повлечь за собой спад покупательской активности в ее сегменте.
В ушедшем году на мебельном рынке Саратова появилось несколько новых местных игроков.
– Наша компания производит и реализует мебель премиум-класса. Хочется отметить, что именно местные производители предлагают оптимальное соотношение цены и качества. Нашу мебель заказывают как частные лица, так и корпоративные клиенты. Я считаю, что будущее мебельного рынка за саратовскими компаниями, – говорит директор салона мебели Loretti Александр Комягин.
Преимущество местных производителей – они могут быстро исправить возникшие в процессе эксплуатации изделия недостатки и докомплектовать его. Для компаний из других субъектов федерации это проблематично. Их сервисные центры есть не в каждом городе. Местный производитель сделает все работы за один-два дня, а региональный представитель – минимум за месяц.
Как считает Комягин, в 2008 году изменился подход потребителей к выбору мебели: стандартная уходит в прошлое. Еще одна тенденция – люди стремятся приобрести все предметы интерьера в одном месте. И рынок реагирует на пожелания покупателей: появляются компании, предлагающих максимально широкий ассортимент мебели.
Рынок мебельного ритейла Саратовской области в 2008-м, как отмечают многие игроки, развивался средними темпами. В первой половине года он продолжал расти относительно 2007-го – открывались новые салоны («Мария», Emfa, «Стильные кухни»).
По оценкам многих участников рынка, во втором квартале наблюдался сезонный (летний) спад в продажах мебели, который оказался сильнее обычного. В четвертом квартале в связи с экономическим кризисом отмечается спад объемов реализации относительно того же периода поза­прошлого года. Скорее всего, по итогам минувшего года будет зафиксировано, что рынок мебели в фактических ценах вырос приблизительно на 30% в сравнении с 2007-м.
Наиболее быстрые темпы увеличения продаж отмечались в среднеценовом сегменте благодаря стабилизации уровня жизни и повышению качества продукции.
Сегмент элитной мебели развивается по своим законам. Новые игроки приходят сюда довольно редко – в основном тут действуют компании, которые открылись несколько лет назад.
– В 2008 году рынок мебели развивался довольно вяло, до октября рост составлял примерно 10–14% к прошлому году, – говорит владелец и художественный руководитель салонов «Телепорт», Villeroy&Boch, «Диваны Тут» Михаил Авилов.
Мебельного бума в премиальном сегменте, видимо, не произойдет и в 2009-м. Как считает наш собеседник, дорогую мебель покупают во времена хороших ожиданий. А сейчас на них нет и намека.
– Даже если бы мне бесплатно предложили дополнительные площади, я бы не стал с этим связываться – это дополнительные вложения, а они сейчас бессмысленны. Видимо, для того, чтобы мы смогли легче пережить кризис, наше чудное правительство опять поднимает таможенные пошлины на мебель и комплектующие, ставки рефинансирования и цены на продукцию и услуги естественных монополий, – продолжает Авилов.


Что ждет рынок мебели?

Многие участники этого рынка признают, что с наступлением мирового экономического кризиса покупательская способность немного снизилась – сыграли роль начавшиеся увольнения и задержка зарплат. И в дальнейшем приобретать будут меньше.
– Вследствие неопределенности экономической ситуации появится отложенный покупательский спрос. Кроме того, в связи с тем, что банки перестали выдавать ипотечные кредиты, снизились продажи квартир по всей стране, а это также приведет к сокращению продаж мебели, – говорит Раиса Яковлева.
Если раньше изготовители материалов и комплектующих для мебели поставляли продукцию под реализацию, то с приходом экономического кризиса эта практика прекратилась.
– Сейчас они работают только по 100-процентной предоплате. И это основная трудность, связанная с кризисом. А количество клиентов не уменьшилось, – говорит Александр Комягин.
По прогнозам, в первом полугодии 2009-го на рынке мебели будет наблюдаться стагнация, заметного снижения продаж может и не произойти. Отложенный покупательский спрос актуализируется во второй половине нынешнего – начале 2010 года по мере стабилизации ситуации.
– Кризис толком еще не начался, сейчас налицо предкризисный потребительский психоз. Многие откладывают ранее запланированные покупки, ждут либо совсем плохих времен, либо безумных скидок со стороны продавцов. Серьезные перемены произойдут на рынке ближе к лету 2009 года – кто-то уйдет, кто-то придет. Но уже сейчас продажи упали весьма ощутимо, – утверждает Михаил Авилов.
Кризис будет проверкой на прочность для всех российских производителей. Возможно, перераспределятся рыночные доли за счет исчезновения наиболее слабых предприятий, а для оставшихся компаний откроется возможность расширения бизнеса. Наиболее высокие шансы выжить, по мнению экспертов, – у известных, получивших признание покупателей брендов.
Олеся ЛУКЬЯНОВА
2009-04-24


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007