Рассуждения о том, как не потерять свой бизнес в условиях мирового финансового кризиса, наверное, многим набили оскомину. В то же время не столь часто можно услышать реальные примеры влияния рецессии на конкретную фирму. Владелец торговой сети «Центр продажи колготок» и с недавних пор член правления ТПП области Владимир Шашко рассказал, как кризис подействовал на развитие его бизнеса, а также как региональная палата помогает своим членам не только выжить, но и развиваться в нынешний сложный период.
– Можете сказать, если не в денежном эквиваленте, то хотя бы в процентном соотношении, насколько упали доходы вашей сети с начала рецессии?
– Моя сеть на сегодняшний день – это семь магазинов, расположенных в центре города. В общем по сети, не разделяя группы товаров, спад составил 25-30%. Назови мне такую цифру полгода назад, я бы не поверил, потому что для малого бизнеса это все-таки если не критично, то слишком много. Произошло следующее: у нас только импортный товар, и, следовательно, стоимость закупки зависит от курса валюты. Как известно, в последние полгода доллар и евро показали серьезный рост, что, естественно, привело к удорожанию закупок продукции на 30%. Насколько я знаю, спад покупательского спроса и общего объема продаж в целом характерен для рынка среднего предпринимательства в Саратове. Однако хочу уточнить, что через несколько месяцев будет ещё хуже: по прогнозам некоторых экспертов, летом и в начале осени мы сможем оценить реальный размер кризиса. Вот тогда будут повсеместно происходить разорение и закрытие большого процента существующих компаний и организаций. Генеральный директор Антикризисного расчетно-товарного центра Герман Стерлигов, который посетил город в середине апреле, предполагает, что в скором времени, возможно, произойдет серьезный спад во всей банковской системе. Тогда начнутся различные перебои, в том числе и в выплате денег.
– У вашего предприятия есть кредитные обязательства?
– Безусловно, на развитие сети мы, как и большинство средних и малых предприятий, берем кредиты. Дело в том, что оборотных средств, например на приобретение собственного помещения, у нас, конечно же, не хватает. Осенью на покупку помещения мы взяли кредит в одном из банков, но, к сожалению, до конца не оценили ситуацию. Поэтому особенно сейчас для нас непросто выплачивать проценты. Снижение ставки рефинансирования, которую недавно подняли, нам бы существенно помогло. Если бы мы знали, что в мире развернется кризис, то, конечно, подождали бы с покупкой помещения, тем более что сейчас подобные можно приобрести за меньшие деньги.
– Вы сказали, что летом начнутся массовые банкротства. Ожидает ли та же участь ваши магазины?
– Конечно же, потери будут. Недавно я принял на работу весьма профессиональных маркетологов, которые ежедневно анализируют ситуацию на рынке и составляют прогнозы. Например, если некоторые магазины окажутся нерентабельными, я думаю, в сложившейся ситуации мы будем вынуждены их закрыть.
Хочу сказать, что на данный момент часть моих сотрудников работает неполную неделю. Хоть и тяжело, но они все-таки пошли на это. Думаю, что летом мне еще раз придется урезать рабочий график. В то же время я делаю все, чтобы сохранить квалифицированные кадры.
– В последнее время много говорят о снижении арендных ставок владельцами торговых помещений. Пошли ли вам на уступки?
– Действительно, в последнее время арендодатели существенно уменьшили плату, но, не сделав этого, они могли потерять еще больше клиентов. Мне собственники помещений сделали скиду 15–20%. К примеру, я знаю очень ликвидное помещение, которое не могут сдать с августа прошлого года. Если сначала владельцы хотели две тысячи за квадратный метр, то сегодня цена упала наполовину, но тем не менее желающих найти пока не удалось.
– На V съезде ТПП вас избрали в правление палаты. Какие в связи с этим у вас появились дополнительные обязанности и как вы видите развитие экономического блока города в период кризиса?
– Членом палаты я являюсь с 2000 года и хочу отметить, что Саратовская ТПП – уникальная общественная организация, она одна из немногих реально ратует за развитие бизнес-сообщества и улучшение экономической ситуации в регионе. Конечно же, поддержку среднему и малому предпринимательству оказывает и власть, но, на мой взгляд, во многом, к сожалению, лишь номинальную. На сегодняшний день немало чиновников абсолютно не понимают свою роль в развитии предпринимательства, которое должно служить развитию всего общества вцелом. Например, бизнесмены, члены ТПП и чиновники могут в том числе объединить усилия для создания и поддержания благоприятного облика города, особенно его центральной части.
Федеральная, а потом областная и городская власти только недавно начали реализовывать последовательную политику по поддержке малого и среднего бизнеса. Не исключаю, что во многом этому способствовал мировой финансовый кризис, то есть вынудила ситуация. На мой взгляд, ближайшие три года будут очень сложными для бизнес-сообщества. Уверен, облегчить ситуацию помогут такие меры, как сокращение ставки рефинансирования (на Западе она 3–4%, а в России – 17–18%), снижение налогов для малого и среднего бизнеса в полтора-два раза. Хотя, конечно же, я понимаю, что налоги являются существенной статьей доходов для бюджетов всех уровней. Но, с другой стороны, надо принимать во внимание сложившуюся ситуацию. Иначе можно потерять класс предпринимателей.
Что же касается правления ТПП, мою кандидатуру предложили прямо на съезде, и присутствующие её поддержали. На сегодняшний день в составе правления 37 представителей бизнеса, общественных организаций, ВУЗов. Спустя несколько дней после съезда мы встретились с руководством ТПП и президентом палаты Максимом Фатеевым. Разговор зашёл о том, как я вижу собственную деятельность в правлении. Я предложил увеличить число членов ТПП путем привлечения наиболее успешных предпринимателей. Кстати, недавно из состава палаты были выведены, так скажем, недобросовестные члены, которые, во-первых, не участвовали в деятельности ТПП и, во-вторых, не платили членские взносы. Далее, на мой взгляд, вне зависимости от трудностей необходимо, прежде всего, порядочно относиться к коллегам и быть социально ответственными по отношению к своим сотрудникам.
Роль ТПП в этом очень важна, так как организация имеет мощный информационный ресурс, высококвалифицированный персонал, очень сильных специалистов по различным направлениям деятельности, возможность провести качественную экспертизу товаров на современном оборудовании.
Сейчас активно развивается отдел международных связей и выставок, часто иностранные делегации приезжают именно в ТПП. Еще очень важно, чтобы каждый член палаты и предприниматель города практически в любой момент мог обратиться за помощью к специалистам организации и получить ее. Для этого, по-моему, нужен постоянно действующий консультационный пункт при палате.