Поиск:


Особенности белорусского транзита
Анатолий ПОЛУБОЯРОВ, главный государственный инспектор по связям с общественностью Саратовской таможни.

Перед Новым годом на российско-латвийской границе опять образовались многокилометровые очереди из большегрузных фур с товарами для российского потребителя. Казалось бы, зачем дальнобойщикам томиться сутками в ожидании, когда можно гораздо быстрее попасть в Россию через Белоруссию? Но не все так просто. Перераспределение транспортных потоков от Белоруссии в сторону Латвии произошло из-за ряда требований Белоруссии к транспортным средствам, следующим транзитом через эту республику.
Грузоперевозчики теряют много времени на прохождение двойного контроля (вначале на белорусско-польской границе, затем при въезде на российскую территорию). Им приходится платить за проезд по Белоруссии. Плюс ко всему они должны оплачивать услуги по сопровождению груза, если фура перевозит алкоголь или табак.

Кроме этого, согласно Указу президента Белоруссии о свободе транзита, если в товаросопроводительных документах перевозчика неправильно указано наименование товара, его количество, вес брутто и число грузовых мест, груз останавливается. После чего водитель в течение трех часов должен предоставить белорусским таможенникам точные сведения. Если этого он не может сделать, для дальнейшего следования до российско-белорусской границы ему придется платить за конвой. В противном случае груз будет задержан.

Практика приостановки перемещения автомобилей и товарных партий, следующих транзитом в таможни России, существует в Белоруссии более пяти лет. И касается она не только тех, кто отказывается от дорогостоящего конвоя. Если при углубленной проверке сведений, заявленных в товаросопроводительных документах перевозчика, будут выявлены факты, указывающие на наличие состава правонарушения (некорректный перевод названия получателя груза, технические ошибки в его адресе, неточное наименование товара), белорусские таможенники составляют протокол об административных таможенных правонарушениях, а задержанный товар конфискуют в пользу государства.

Неприятный момент при пересечении литовско-белорусской границы приходится пережить российским перегонщикам, купившим и оформившим машины в Калининградской области. Белорусские таможенники требуют, чтобы владельцы таких иномарок при въезде в Белоруссию вносили за транспортные средства денежный залог. После того как автомобиль покинет республику и в документах будет сделана соответствующая отметка, деньги можно вернуть. Но для этого надо обратиться с письменным заявлением в таможенные органы Белоруссии и ждать энное количество времени, пока по нему не будет принято положительное решение.

Правда, есть подвижки в процессе обустройства международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП) на западном направлении. Введены в эксплуатацию четыре новых объекта: Каменный Лог на белорусско-литовском участке границы, Новая Гута (белорусско-украинская граница), Козловичи и Варшавский мост (белорусско-польская граница). Для тех, кто перегоняет машины из Литвы и Калининградской области, наибольший интерес представляет МАПП Каменный Лог. За сутки на нем может быть оформлено 2500 автомобилей. При необходимости пункт пропуска можно реконструировать и тогда количество транспортных средств увеличится до 5 тыс. Достигается такая пропускная способность за счет внедрения принципа «одного окна» (пограничный и таможенный контроль осуществляется одновременно).

Кроме этого, для белорусских таможенников и пограничников установлены жесткие временные рамки. Автобус должен проходить контроль за 30 минут, легковой транспорт -- за 15, а грузовой – за 40. Не удивительно, что при таком подходе многочасовые очереди на современных пунктах пропуска остались в прошлом.
2008-01-11


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007