Поиск:


Евгений ПРИМАКОВ: «Без инноваций Россия обречена…»
24 марта президент ТПП РФ Евгений Примаков выступил в Саратовском государственном университете с лекцией на тему «Россия в современном мире». Актовый зал X корпуса был переполнен – послушать известного политика и общественного деятеля могли не только студенты и преподаватели, но и все желающие. Присутствовала и делегация областного правительства во главе с губернатором Павлом Ипатовым.

– Говорить сегодня о месте России в современном мире, не упоминая ее роли в нынешнем финансовом кризисе, невозможно, – начал выступление Примаков. – Основная задача, которая стоит перед страной, – не допустить дефолта и расплатиться с долгами, главным образом зарубежными, которые накопились за последнее время.
Евгений Максимович напомнил, что 90 млрд долларов задолженности Советского Союза Российская Федерация уже выплатила. На погашение пошли в том числе и доходы от нефтяного экспорта. Однако при этом накопились корпоративные долги – 500 с лишним млрд долларов, что превышает государственные золотовалютные резервы. Задолженность лежит преимущественно на самых крупных российских компаниях, многие из которых находятся в государственной собственности. Для ее покрытия необходимо максимально использовать собственные возможности предприятий, но не допустить ситуации, когда им придется расплачиваться своими обесценивающимися активами. Государство не в состоянии взять на себя все бремя выплаты, но и не может позволить крупному бизнесу обанкротиться. Судя по недавно опубликованному антикризисному плану Правительства РФ, власть рассматривает пути погашения долгов.
– Вторая проблема заключается в том, что главные источники финансирования нашей экономики – зарубежные, уже не могут выполнять свою функцию, – продолжил президент ТПП РФ. – А значит, нам нужен адекватный внутренний источник – сильная кредитно-банковская система. Когда Правительство страны выделило крупную сумму на поддержку банков, многие критиковали этот шаг. Однако единственный изъян такого подхода – отсутствие баланса интересов между банковским и реальным секторами отечественной экономики.
Примаков считает, что поддержка ликвидности банков в целом вполне соответствует задаче нормализации экономики. Но существуют и издержки – получая бюджетные средства, кредитные организации теряют коммерческую функцию и невольно начинают играть роль агента государства. Оно имело полное право продиктовать банкам определенные условия расхода денег. Тем не менее это не было сделано, а значит, средства не пошли в реальный сектор экономики. Одновременно премьер Владимир Путин объявил об открытии «второго фронта» антикризисной политики – проведении госзакупок, снижении налогов и т.д.
– Стоит лишь сожалеть, что этот механизм приводится в действие слишком медленно, – посетовал глава федеральной палаты.
Евгений Максимович видит резервы для сопротивления негативной финансовой ситуации в повышении эффективности промышленных и сырьевых компаний, которое, по его словам, пока оставляет желать много лучшего.
Обобщая вышесказанное, Примаков выделил три необходимых направления государственной политики: минимизация социальных последствий кризиса; нахождение оптимального пути выхода из него; создание новой экономической модели, которая предотвратит повторение сегодняшнего коллапса. Он напомнил теорию марксистского экономиста Кондратьева, который говорил о 40—50- летней цикличности рецессий при капитализме. Президент ТПП отметил, что сама реальность подтверждает идеи ученого.
– «При переходе из стадии упадка к стадии подъема общество переходит на новый технологический уровень», – процитировал автора идеи цикличности Примаков. – Это вопрос выживания цивилизации. Есть основания полагать, что выход из кризиса, в том числе и для России, будет связан с научным и технологическим рывком вперед.
Лектор заметил, что для этого нужно уделять много внимания инновационному развитию экономики, чего в стране не наблюдается. 40% валового национального продукта РФ создается за счет экспорта сырья. Пока Россия зависит от зарубежного потребителя энергоносителей, на ней будут отражаться все рецессии и спады, происходящие на планете. Более того, если не диверсифицировать экономику, РФ выйдет из кризиса во втором эшелоне стран, теряя свое с трудом завоеванное место на мировом рынке. Примаков считает, что для сохранения устойчивого развития российская экономика должна на 70% формироваться инновационным сектором.
Президент федеральной ТПП обратил внимание слушателей на происходящее сегодня изменение мироустройства. Двухполярный мир, образованный противостоянием СССР и США, разрушился с окончанием холодной войны. Ситуация могла развиваться двумя путями: либо переход к многополярному миру, учитывающему интересы таких быстро развивающихся стран, как Китай и Индия, либо к однополярному, что мы наблюдали в последнее время. Примаков считает: для нормализации международных отношений общество должно разрушить несколько стереотипов. Один из них - СССР прекратил существование в результате проигрыша в «холодной войне», хотя правопреемник Союза – Российская Федерация – сохранил весь ядерный потенциал, остался крупнейшим государством планеты. На самом деле СССР отстал от передовых держав из-за внутренних противоречий: административно-командная система не давала советской экономике абсорбировать результаты научно-технической революции в западных странах. И все же в Соединенных Штатах распространено мнение: Америка победила в «холодной войне». Также там популярна точка зрения, что США имеет возможность диктовать свою волю в любом конце света, хотя поражение в Ираке говорит об обратном. Кроме того, до сих пор сохранился миф: Россия может следовать за Штатами в конфигурации «ведущий-ведомый». Действительно, в 90-е годы наша страна пережила беспрецедентный спад в экономике, но, использовав благоприятную конъюнктуру на сырьевом рынке, встала на ноги вопреки ожиданиям Америки.
– После поражения в Ираке США сделали в международной политике упор на восстановление отношений со своими европейскими союзниками, которые ранее были против операции по свержению режима Хусейна, – утверждает лектор. – Раньше «дружба» Америки и Европы строилась на защите от советской угрозы, которую США предоставляли Старому Свету. Теперь американцы пытаются разыграть ту же карту, обещая европейцам защиту в виде системы ПРО. Не думаю, что такая политика имеет перспективу – Европа сейчас развивается по своему индивидуальному сценарию.
Евгений Максимович считает, что с избранием президентом США Барака Обамы у России появился шанс значительно улучшить отношения с американцами. У нас есть поле для взаимодействия: борьба с терроризмом, урегулирование международных конфликтов (между Индией и Пакистаном, ближневосточное противостояние и т.п.).
По завершении лекции Примаков ответил на вопросы аудитории, которые касались ситуации на Ближнем Востоке, антикризисных программ США и Китая, а также семейной жизни политика и общественника.
Сергей ВИЛКОВ
2009-04-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007