Поиск:


Синдромы пищепрома
Сейчас в Саратовской области 146 крупных и 720 малых и средних компаний пищевой и перерабатывающей промышленности. Там трудятся порядка 19 тыс. человек. Это одна из ведущих и бурно развивающихся отраслей агропрома региона, однако меняющиеся экономические реалии сказываются и на ней.

По данным министерства сельского хозяйства губернии, на техническое перевооружение пищевых и перерабатывающих предприятий в 2008 году истрачено 1,5 млрд рублей. Цена товаров, произведенных за год компаниями различной формы собственности, составляет 37 млрд. Это 150% по отношению к 2007-му.
Крупнейшие предприятия молочной промышленности (ОАО «Энгельсский молочный комбинат», ОАО «Саратовский молочный комбинат», ООО ПКФ «Сатурн», ЗАО «Молоко Поволжья» и др.) увеличили объем производства в среднем на 10–13%. Мясоперерабатывающие компании (ОАО «Регионпродукт», ООО «Дубки», ООО «Агротек») в последнее время начали выпускать втрое больше колбасных и других изделий. Кстати, то, что жители области стали чаще покупать колбасы и сосиски, свидетельствует скорее об ухудшении материального положения граждан, нежели о росте их благосостояния. Замечено: чем беднее люди, тем предпочтительнее они берут в магазинах колбасу, отказываясь от мяса.
Значительную роль в росте валового регионального продукта играют холдинг «Солнечные продукты», входящий в пятерку крупнейших в стране, и ОАО «Жировой комбинат». К примеру, майонезы, выпускаемые первым, занимают 12% российского рынка.
Многие представители сельского хозяйства региона утверждали: якобы кризис не только не ухудшает положения сельхозпроизводителей, но и улучшает его. Действительно, с падением цен на горюче-смазочные материалы и ростом закупочной стоимости продуктов АПК получает большие прибыли, нежели раньше. У компаний нет недостатка в сырье – мука есть как внутри региона, так и ввозится из-за пределов губернии. Власти регулируют цены на горючее для сельхозпроизводителей путем заключения договоров, в соответствии с которыми сельчане получают топливо по льготной цене. К примеру, в феврале поставлено 9 тыс. т льготного дизельного топлива по 13400 рублей за тонну, в марте – 10 тыс. т солярки по 14300 рублей.
Работники отрасли обрадовались, однако радость их была преждевременной – все оказалось не так просто. В связи с сокращением производства, а соответственно и зарплат граждан, потерей многими рабочих мест значительно упала покупательная способность населения. В магазинах стали приобретать товары первой необходимости, от многих продуктов, которые еще совсем недавно входили в ежедневное меню, пришлось отказаться.
В аграрных районах области жители, владеющие землей и скотом, почти полностью перешли на натуральное хозяйство. Если раньше основным продуктом, который приобретался в магазинах, был хлеб (остальное выращивалось самостоятельно), то теперь даже его начали печь дома. По словам председателя правления Саратовского облпотребсоюза Владимира Осипова, до начала кризиса потребительские общества, и без того имевшие небольшую долю в производстве мучных продуктов (около 8–10% от общего объема в губернии), заметили некоторое падение спроса.
– За 2 месяца 2009 года кооперативы области произвели примерно 1,5 тыс. т хлеба и 44 т кондитерских изделий. Естественно, это мизер для региона, мы не можем конкурировать с такими гигантами, как ОАО «Знак хлеба», двумя Саратовскими хлебокомбинатами, Энгельсским хлебокомбинатом, Новосоколовогорским и тому подобными, – говорит Владимир Дмитриевич. – Тем не менее в некоторых районах, к примеру Ровенском, потребительские общества обеспечивают примерно 70% от потребности населения.
У жителей городов нет возможности обеспечивать свои продовольственные потребности самостоятельно, практически все продукты покупаются. Здесь в связи с ухудшающейся экономической ситуацией люди все меньше приобретают товары в сетевых магазинах. Зато увеличился спрос на сельскохозяйственных рынках, развитие которых активно стимулирует правительство региона.
Поскольку цена продуктов, реализуемых непосредственно производителями, примерно на 20–30% ниже, чем в магазинах, с каждой неделей продажи значительно растут. Об этом говорилось на последнем постоянно действующем совещании при губернаторе Павле Ипатове. Он отметил, что в апреле планируется ввести дополнительный крытый рынок в пос. Юбилейный.
– Введение его в эксплуатацию позволит также реализовывать продукцию по ценам от производителей и не сокращать ассортимент, в теплое время года осуществлять продажу мясной и молочной продукции, – подчеркнул глава региона.
Помимо этого ряд крупных предприятий пищепрома готовы организовать торговлю с «мобильных комплексов» на улице, минуя посредников. Однако это потребует согласований на уровне властных структур.
На одном из недавних заседаний межведомственной комиссии при правительстве области по стабилизации экономического и финансового положения в АПК заместитель председателя правительства Сергей Горбунов отметил, что текущее субсидирование отрасли сохранится в объемах 2008 года. Возможно, эти меры позволят не допустить роста цен на продовольствие и обеспечить жителей губернии необходимыми продуктами.
Иван ЛАЛЕТИН
2009-03-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007