Поиск:


деловой разговор
Павел МИХЕЕВ,
президент некоммерческого партнерства
«Гильдия страховщиков Саратовской области»

Не так давно Российский союз автостраховщиков (РСА) опубликовал реестр компаний – участниц соглашения о прямом урегулировании. Оказалось, что 22 компании из 165 проигнорировали присоединение к системе прямых выплат. ОСАГО – вид обязательного страхования, который рассчитан на каждого автовладельца, а их в России немало. Поэтому сразу отмечу: в нынешней ситуации им бояться нечего.

Во-первых, потому, что союз автостраховщиков несет материальную ответственность перед каждым страхователем – в случае банкротства той или иной компании им выплачивается компенсация. Это как Центробанк для остальных российских кредитных организаций.
Во-вторых, нововведение для тех, кто страхует ответственность, будет положительным. Практика осуществления автогражданки показала, что при наступлении страхового случая значительное число потерпевших сталкивается с необоснованными трудностями в получении возмещения. К примеру, после ДТП пострадавшему приходилось обращаться не в свою страховую компанию, а в ту, где застрахован виновник аварии. Предприятие, естественно, не было заинтересовано в выплате компенсации «чужому» клиенту. Поэтому суммы часто необоснованно занижались, потерпевшему могли даже вообще не выдать возмещения. Требовалось с этим что-то делать.
При внедрении механизма прямого возмещения вреда был использован опыт европейских стран. Потерпевший обращается в «свою» страховую компанию за выплатой, что позволяет развиваться конкуренции между фирмами, работающими на данном рынке, за лучшее качество работы.
Урегулирование по регрессным случаям существовало в Саратове и раньше. Но страховщики постоянно сталкивались с проблемами выплаты компенсаций друг другу. Ряд предприятий затягивали перечисление средств, а у некоторых деньги вообще приходилось требовать через суд. Конечно, связано это с тем, что в Саратове в основном представлены филиалы федеральных компаний. А регрессами занимаются только головные офисы. Этот вопрос гильдия страховщиков поднимала на очередном заседании в конце прошлого года. Тогда по результатам встречи было принято решение о заключении соглашения о досудебном рассмотрении подобных вопросов.
Теперь же существует федеральный реестр компаний, работающих на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности.
Из того, что в него не вошли 22 предприятия, не стоит делать трагедии. Это вовсе не означает, что они на грани банкротства или у них есть какие-либо проблемы с обслуживанием. Может быть, эти фирмы сейчас не могут выполнить условия соглашения. А для вступления в систему страховщик ОСАГО обязан написать заявление о вступлении в соглашение, оформить гарантийные депозиты минимум на 3 млн рублей, гарантировать остатки на спецсчетах по 300 тыс. на утро каждого дня для взаиморасчетов и присоединиться к клиринговой системе РСА.
Возможно, существуют какие-то другие причины. Например, компании меняют структуру портфелей или просто уходят с рынка автострахования. Собственно, даже последнее никак не отразится на клиентах – все договоры по ОСАГО будут исполнены.
Есть тут пока один небольшой вопрос. До сих пор не определено, какие конкретно договоры по ОСАГО попадают под действие прямого урегулирования конфликтов – все, по которым работают страховые компании, или только заключенные после 1 марта. Министерство финансов России стоит за то, чтобы под действие новых механизмов обслуживания попадали все договоры. Страховщикам же проще внедрять систему постепенно. Объясню почему. К примеру, с 1 марта моя страховая компания заключила 100 договоров по автогражданке. И уже в апреле ко мне обратятся 20 страхователей. Или же я буду работать по новой системе со всеми своими договорами, и страхователей ко мне в том же месяце придет уже больше 100. Понятно, что мне проще будет работать с 20 клиентами. Поэтому страховщики ратуют за постепенное внедрение новшества.
Надо сказать, что пока такое решение не принято – сейчас идут переговоры. О том, как страховщики будут работать по ОСАГО, станет известно в течение одной-двух недель. Но я могу заверить: на клиентах страховых компаний это никак не отразится.
2009-03-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007