Поиск:


АВТОнедоросли
С начала этого года изменились правила обучения водителей. Программа разработана Министерством образования и науки РФ и коснется тех, кто решил получить права после 1 января. Новшества направлены на улучшение навыков практического вождения будущих автолюбителей, оказания первой медицинской помощи и повышение культуры поведения на дорогах.

О необходимости изменений год назад в бытность президентом говорил еще Владимир Путин. Он заявил: в России прочно укрепилась практика «покупки» водительских удостоверений. Предполагается, что утвержденная методика искоренит это явление. Кроме того, навыки начинающих автолюбителей зачастую оставляют желать лучшего. Это, в свою очередь, приводит к высокой смертности на дорогах. По данному показателю Россия занимает одно из лидирующих мест в Европе.
Пожалуй, основное в новой обучающей программе – то, что число обязательных часов практического вождения легкового автомобиля увеличивается с 32 до 50. Сокращено время, посвященное техническому устройству машин. Разработчики уверены, что подобные меры позволят значительно уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за неопытности шоферов.
Как сообщили в региональном министерстве образования и науки, общее число часов на подготовку водителей не изменится. Объем «практики» возрастает за счет «внутреннего перераспределения изучаемых тем», т.е. сокращения времени изучения технического оснащения машин. Это, по мнению разработчиков, становится необязательным, поскольку большинство автолюбителей в последнее время предпочитает обращаться в сервис и не лезть под капот самостоятельно.
Еще одно изменение в программе – включение туда нового раздела «Психологические основы безопасного управления транспортным средством». При его изучении, сообщили в Минобразе, будут рассматриваться такие темы как «психологические основы деятельности водителя», «основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортом», «основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения».
По рекомендации Министерства образования РФ, автошколам следует уделять особое внимание такому предмету, как «Оказание медицинской помощи». Между тем количество часов, отводимых на изучение дисциплины, не изменилось. Преподавать ее должен медицинский работник, имеющий среднее или высшее профессиональное образование. Однако, как утверждают многие бывшие курсанты (уже получившие водительские удостоверения), в процессе обучения предмета как такового вообще не было. А ведь министерство рекомендовало привлекать докторов в экзаменационную комиссию!
Кстати об экзаменах. По данным министерства образования области, «проведение итоговой аттестации выпускников отнесено к компетенции образовательного учреждения, в том числе и утверждение экзаменационных материалов». То есть правительство советует автошколам усилить те или иные аспекты преподавания, на практике же руководству учебных заведений отдана полная свобода при подготовке билетов. Включают ли такие учреждения в аттестационные материалы вопросы, которые от них требует Москва, никто не контролирует, что закреплено законодательно.
Это относится к теории, но та же ситуация с практикой. Бывшие курсанты автошкол утверждают, что буквально во всех учреждениях вождение преподают спустя рукава. Инструктору выгодно отчитаться руководству о выполненной программе (как правило, курсанты не откатывают положенного времени), а затем предложить частные уроки. Стоит такое удовольствие от 500 рублей в час. Ученики вынуждены согласиться на такие условия, поскольку сдать экзамены в ГИБДД с плохой подготовкой им не удается.
Помимо некоторых изменений в программу должны произойти перемены и в материально-техническом оснащении автошкол. Теперь все они обязаны иметь собственный полигон, электронные средства обучения. Очевидно, что немногие из образовательных учреждений сейчас могут похвастаться соответствием новым требованиям. Они начнут предъявляться к автошколам при лицензировании с 1 июля. Сколько таких заведений его пройдет – большой вопрос.
Несмотря на отсутствие базы и низкий уровень подготовки водителей, все автошколы, которых в области несколько десятков, имеют лицензии. Жесткая конкуренция никак не способствует улучшению качества обучения. Похоже, это опровергает классическое утверждение Адама Смита.
Как заявили в региональном МРЭО ГИБДД, сегодня никаких изменений в части приема экзаменов от потенциальных водителей нет. Тесты проходят на старом оборудовании. Полное переоснащение учреждений и перевод на автоматизированное обучение может привести (и уже приводит) к резкому росту стоимости курсов.
Сергей ПЕТУНИН
2009-03-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007