Поиск:


Инвестиции в интеллектуальный капитал: способ выживания в условиях глобального кризиса
Система университетского образования в последнее время столкнулась со многими вызовами. Осень 2008 года «порадовала» нас еще и глобальным экономическим кризисом. Охватив практически все сферы бизнеса, он не мог не повлиять и на образовательный сегмент. Но мы в Саратовском государственном социально-экономическом университете предпочитаем рассматривать глобальный кризис не только как потенциальную серьезную угрозу, но и как новые возможности.

Опыт западных стран показывает: даже в условиях экономической нестабильности люди стремятся не сокращать расходы на образование, понимая, что повышение профессионализма посредством обновления знаний, усовершенствования навыков дает специалисту дополнительные конкурентные преимущества в глазах работодателя. Мы согласны с мнением нашего партнера – главы Школы бизнеса и менеджмента Бэкингемширского университета (Великобритания) Лорейн Уоткин-Мэтьюс: «Индивидуальные потребители в условиях кризиса охотно платят за образование, видя в этом повышение своей компетентности и стоимости на рынке труда, а корпорации инвестируют деньги в обучение сотрудников, считая это залогом своего выживания в условиях жесткой конкуренции».
В период нестабильности, когда и организации, и индивидуальные потребители образовательных услуг станут искать максимально эффективные способы обучения, скорее всего в фокусе внимания окажутся не те программы, которые приносят быстрый, но незначительный результат, а те, которые позволяют еще в процессе обучения разрешить актуальные проблемы конкретных фирм. Будут востребованы, главным образом, качественные, хорошо подготовленные программы, дающие реальную возможность уже на этапе обучения разрабатывать антикризисные проекты и продумывать долговременную стратегию развития компаний. В первую очередь, это образовательные программы для персонала высшего и среднего управленческого уровня.
Интересными для потребителей образовательных услуг будут и программы профессиональной переподготовки, позволяющие освоить новую сферу деятельности тем, кто вынужден поменять работу. А вот спрос на двух-трехдневные семинары и тренинги в нынешнем году, скорее всего, окажется более скромным. Конечно, своя ниша у этих образовательных процессов останется всегда – шлифовка уже имеющихся знаний и отработка навыков. Но все же наибольший эффект достигается, когда тренинги органично встроены в более основательную программу переподготовки специалистов.
Следует заметить, что СГСЭУ всегда ориентировался прежде всего на основательность подготовки и переподготовки. И эта стратегия дает свои положительные результаты. В вузе четвертый год реализуется прошедшая государственную аккредитацию программа «Мастер делового администрирования (МВА)». Наши выпускники успешно работают во всех сферах бизнеса.
Высокий уровень качества программы МВА подтвержден и признанием европейских коллег. Сегодня для ее слушателей, обучающихся в СГСЭУ, доступно и европейское образование. Уже после первого года обучения те, кто хорошо владеет английским языком, могут параллельно проходить подготовку по аналогичной британской программе. Для получения британской степени МВА слушатели на втором году обучения должны освоить материал по таким предметам, как «Управленческая наука и управленческие системы», «Маркетинговые стратегии и рынки», «Менеджмент организации» и написать диссертационное исследование. Значительная доля занятий и консультаций проходит при поддержке Виртуальной образовательной среды Бэкингемширского университета. В портале размещены учебные материалы, критерии оценки, задания и результаты текущего контроля. Таким образом, слушателям программы «Мастер делового администрирования» предоставляется уникальная возможность за 2,5 года при гибкой траектории обучения получить своего рода двойную степень МВА, подтвержденную в России и Великобритании.
Диплом МВА признают везде, для его обладателя открываются двери в высшие сферы международного бизнеса. Растет число российских компаний (в основном это касается средних и крупных), в которых наличие степени МВА рассматривают как условие занятия сотрудником определенных высоких должностей. Диплом предоставляет возможность полностью реализовать свои способности, используя самые современные методики, оригинальные подходы и решения для наиболее эффективной работы в сфере менеджмента, а его владельцы становятся универсальными специалистами по управлению, в полной мере осознающими свою ответственность и обладающими уникальным опытом.
В последние годы степень МВА становится составной частью деловой репутации топ-менеджера и трамплином для успешной профессиональной карьеры. Это подтверждают прежде всего те, кто приходит к нам в университет. При зачислении на программу МВА мы интересуемся целями, которые слушатель ставит перед собой. Самые распространенные ответы: «развитие бизнеса, увеличение объема продаж…», «получить новые навыки, повысить образовательный уровень», «стать квалифицированным, уверенным, востребованным менеджером».
После двух лет обучения мы спросили наших выпускников, что изменилось в их жизни с получением степени «Мастер делового администрирования«. Ответы были следующими.
Надежда Смирнова, начальник управления страхования саратовского филиала ОАО «АльфаСтрахование» (выпуск 2007 года):
– Получение степени МВА помогло углубить уверенность в себе как в грамотном и квалифицированном специалисте.
Расим Фиткулин, заместитель управляющего филиалом ОАО «Газпром­банк» в г. Саратове (выпуск 2008 года):
– Программа позволила систематизировать практические знания, расширить понимание универсальных стандартов менеджмента. Несомненно, это дает возможность улучшить качество работы и жизни в целом. Помимо приобретенных академических знаний, мы взаимно обогащались, обменивались лучшим опытом и, что, может быть, самое главное, стали друзьями.
Александр Золотавин, заместитель начальника отдела продаж ЗАО НПП «Восход» (выпуск 2008 года):
– Уже на первом году учебы у меня произошел стремительный карьерный рост. Я даже не предполагал, что для руководства компании обучение на программе МВА станет самым весомым аргументом для моего продвижения по службе, свидетельством мобильности и амбициозности.
Анатолий Бочкарев, генеральный директор ООО «Юпитер-12» (выпуск 2007 года):
– Знания и навыки, полученные на программе МВА, позволили вывести компанию на новый уровень. Объем выручки от реализации горюче-смазочных материалов с 2006 года вырос в 2,5 раза. В 2007 году были учреждены филиалы в Московской области и Ульяновске, а в минувшем – создано собственное транспортное подразделение.
Два успешных выпуска слушателей по МВА и два потока, продолжающих сегодня обучение, достойное прохождение государственной аккредитации, инновационные образовательные технологии, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, привлечение к преподаванию специалистов-практиков, продвинутый уровень английского языка – вот те аргументы, которые свидетельствуют о прекрасных перспективах программы «Мастер делового администрирования« в Саратовском государственном социально-экономическом университете.
Юлия ФЕДОРОВА, д.э.н., профессор СГСЭУ
2009-03-10


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007