Российской газете (№ от 3 марта 2009 года) о своем видении преодоления финансового кризиса рассказал сенатор от Саратовской области, председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников. Напомним, не так давно журнал «Финанс» опубликовал список самых богатых людей России, в котором 307-е место занял г-н Завадников, имеющий состояние в 70 млн долларов.
«Кризис – естественный экономический механизм устранения диспропорций, – заявил миллионер. – Экономика выходит из кризиса и переходит к росту только после того, как ресурсы перенаправлены в те сферы, где их применение наиболее эффективно обслуживает нужды потребителей. Главным условием выздоровления является снижение неэффективных издержек в экономике. Власть пытается спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие». Но в число последних попадают те, которые оказались в наибольшей степени вписанными в докризисную диспропорциональную экономику и накопили наибольшее количество инвестиционных ошибок. Конструктивная экономическая политика в условиях кризиса состоит в создании условий для последующего роста в сочетании с краткосрочными мерами, направленными на сохранение платежной системы страны и смягчение острых социальных проблем. И здесь что-то в России было сделано правильно, что-то – нет. Проводившееся массированное кредитование части банков федеральными властями в сочетании с девальвацией рубля означало по сути дела крупную финансовую помощь банкам за счет государственных резервов. Эти действия, вероятно, существенно снизили на ближайшее время риск краха платежной системы, но не решили ее ключевых проблем. Целью же мер по смягчению социальных проблем является облегчение для людей процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать нужно не предприятиям, а населению за счет федерального бюджета, в частности, повышением пособий по безработице, пенсий, реализацией программ бесплатной переподготовки кадров и микрокредитования самозанятости и индивидуального предпринимательства в депрессивных муниципалитетах. В первую очередь – в моногородах. Результатом всех этих изменений станет то, что сами граждане, активно участвуя в новой экономике в качестве предпринимателей, создадут предпосылки для относительно быстрого выхода из кризиса. Это возможно, только если мы, ориентируясь на чужие ошибки, пойдем своим путем и будем осуществлять осмысленные действия и конструктивную экономическую политику».
Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций при областной ТПП, генеральный директор ЗАО «Оптовый рынок «Саратов 97»:
– Я целиком и полностью солидарен с Завадниковым. Озвучены очевидные и реальные меры по выходу из кризиса. Можно добавить и такие предложения, как налоговые каникулы для предприятий, субсидирование бюджетных кредитов на приобретение каких-либо товаров (по примеру поддержки российского автопрома), развитие ипотеки. В такой период надо стимулировать прежде всего спрос, о чем Завадников и говорит, указывая на необходимость поддержки населения, ведь люди и обеспечивают спрос. Что касается малого бизнеса, то здесь тоже все понятно. Поддерживать его надо, это рабочие места. И если доля налогов малого бизнеса в целом по России составляет порядка 15%, то количество занятых здесь огромное. Механизм поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства тоже ясен. Но пока, к сожалению, дальше совещаний, круглых столов, конференций, симпозиумов по этим проблемам дело не идет. Более того, когда Путин объявил о решении правительства по снижению налогового бремени для бизнеса, в Саратовской области так и не отреагировали на это. Хотя в Приволжском федеральном округе есть такие примеры – Пермь, Уфа, Ростов.
Олег ВАСИН, генеральный директор ООО «Ника-Авто», депутат Собрания депутатов Энгельсского муниципального района:
– Мне не очень импонирует, когда кризис сравнивают с катарсисом, с возможностью некоего очищения. С другой стороны, весьма здравая позиция, что кризис дает новые шансы, открывает новые возможности. Правда, при этом необходимо сохранить наработанное, созданное раннее, дабы не получилось, что мы старый мир разрушим до основанья, а затем…
Нужно очень четко представлять это «затем». Разумный инструментарий развития региона, свой сценарий «оздоровления» нам просто необходим. Хотя расставлять приоритеты в отраслях очень сложно. Ведь каждая из них, многие предприятия нуждаются в поддержке только потому, что за любой компанией – люди. И именно их интересы должны быть защищены в первую очередь. Получив возможности для развития, гарантии поддержки со стороны государства, каждый руководитель должен отдавать себе отчет: нужно сделать все для сохранения рабочих мест, стабилизации положения на отдельно взятом предприятии, в организации.
Работа по минимизации последствий кризиса в стране имеет
разные направлениям, в частности, особая роль в сложной финансово-экономической ситуации отводится малому и среднему предпринимательству. Отрадно, что Правительством РФ издан закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который вступит в силу во втором полугодии 2009-го. Ведь на малый и средний бизнес, который в любые времена надеялся только сам на себя, выбирал свою дорогу развития, ложится особая ответственность. Я солидарен с сенатором Завадниковым, что именно данный сектор создаст серьезный задел для преодоления финансовых трудностей, возьмет на себя роль катализатора в таком процессе.
Нелли ЧЕРНЕНКО, директор торгового дома «Эмилия»:
– Не думаю, что путем выхода станет помощь населению за счет повышения пособий по безработице. Есть опасность, что в число получателей попадут те, кто просто не хочет трудиться.
Как можно говорить о каких-то мерах поддержки малого и среднего бизнеса, если ее вообще нет. Вот у меня на столе лежит письмо, которое обязывает заключить договор с частной фирмой и организовать систематический вывоз снега, заплатив за это круглую сумму. Я что, муниципальная служба? Тем более, что возле нашего магазина все очищено, а дальше уже муниципальная дорога. Где городские коммунальные службы? Почему это надо перекладывать на наши плечи? Малый бизнес находится под постоянным гнетом многочисленных контролирующих органов, которые только и делают, что выписывают всевозможные штрафы. Кто кого поддерживает?!
Кризис у нас в голове. У меня нет повода для оптимизма, я вижу полную неспособность властей. Почему у нас на все поднимают цены, когда во всем мире они снижаются? Почему мы платим 500 тыс. евро в день за клуб «Челси» Абрамовича, которому просто подарили государственное имущество, а несчастные старики сгорают в гнилых домах престарелых? Почему олигархам дается масса денег? Газпром – национальное достояние, а мы пользуемся этим национальным достоянием? Раздражает постоянная ложь, которая льется с экранов телевизора.
Кризис должен нас чему-то научить. У меня сейчас только одни вопросы. Взять тот же закон о коррупции: президент внес 31 поправку, а документ вступит в силу только через год. У нас настолько мертвое общество! Пока у нас правящая партия будет иметь 70% голосов, мы никогда не выйдем из кризиса.