Поиск:


Барыши бензоколонок
В последнюю неделю зимы нефтепродукты подешевели. Как сообщает информационно-аналитический центр «Кортес», с 20 по 27 февраля индексы отпускных цен российских нефтеперерабатывающих заводов снизились на бензин на 1,93%, мазут – на 0,09%, дизельное топливо – на 2,2%, авиакеросин – на 0,56%.

Незадолго до этого руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заявил, что справедливая стоимость Аи-92 и Аи-95 должна составлять порядка 19 рублей за литр. Несколько выше цена может быть в Сибири и на Дальнем Востоке, поскольку в этих регионах она зависит от транспортировки.
По данным Саратовского УФАС России, с наступлением кризиса только за три последних месяца 2008 года стоимость нефтепродуктов упала, и значительно. К примеру, ОАО «Саратовнефтепродукт» снизил оптовые цену Аи-76 почти на 36%, Аи-92 – на 33,6%, Аи-95 – на 40%, а дизельного топлива – на 34%. Зато розничная стоимость бензина у тех же компаний с октября по январь сократилась не так сильно, как того хотелось бы. Только 95-й и солярка «уронили» в рознице ровно столько же, сколько и в опте. Остальные марки автомобильного топлива показали снижение лишь примерно на 20%. То есть прибыль предприятия на изменении в разнице цен на недорогие сорта бензина составила порядка 10–15%.
Несколько иначе повело себя ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт». Если оптовая стоимость топлива с октября по январь упала в среднем на 35–40%, то в розницу оно продавалось лишь на 10–15% дешевле.
Недочеты в работе выявили у «Саратовнефтепродукта». В том же УФАС сообщили, что, исходя из анализа темпов снижения цен на углеводороды во второй половине 2008 года, управление пришло к выводу «о наличии в действиях хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов, признаков нарушения антимонопольного законодательства».
С января в обеих компаниях появилась новая тенденция: оптовые цены принялись расти, а розничные – снижаться. Причем первый показатель в ООО «Саратовнефтепродукт» вырос в среднем на 12%, а второй упал на 2,5%. В «Лукойле» опт подорожал на 15–20%, розница же подешевела на 5–6%.
На днях агентство РБК daily сообщило, что на саратовских бензоколонках продажи топлива упали – если в прошлом году реализовывалось около 6 т бензина в день, теперь – только 4,5–4,8 т. Тем не менее, несмотря на падение индексов отпускных цен на НПЗ, снижение продаж, «короли бензоколонок» активно не желают уменьшать цену топлива.
На проблему возможного изменения стоимости углеводородов существуют различные мнения. Одни эксперты уверены, что цены не снижаются из-за сговора розничных продавцов, другие – что тому причиной объективные факторы. К примеру, по словам руководителя проекта «Независимая торговая площадка по нефтепродуктам в России и СНГ NGE.RU» Андрея Кузнецова, Правительству РФ не нужно социальное напряжение и оно всячески пытается его сгладить. Это выражается в действиях ФАС, которая пытается навязать цену и зафиксировать ее. По заверению Кузнецова, никакого сговора среди нефтяных компаний нет. Отсутствуют причины, заставляющие сокращать розничную стоимость.
– Крупные ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании, – авт.) не снижают цен, а конкурирующих с ними независимых продавцов это устраивает – прибыль-то значительная, – считает Кузнецов. – Конкуренции нет, и всем хорошо, кроме потребителя. Глава проекта утверждает: чтобы цену на рынке нефтепродуктов снизили, должны существовать налоги, позволяющие это делать.
По мнению ведущего аналитика инвестиционной компании «Файненшл Бридж» Дмитрия Александрова, динамика цен на углеводороды в ближайшее время будет умеренно нисходящей.
– Однако с лета возможный рост стоимости нефти, думается, приведёт к подъёму цен в опте и, естественно, вынудит сбытовиков увеличивать со временем цены и на АЗС, – предполагает он. – Такой вариант развития событий весьма вероятен. Что касается ценового сговора, то здесь, конечно, могут быть обнаружены определённые факты.
Александров также считает: декларируемые цены в 19 рублей за литр Аи-92 приемлемы. ВИНКи, уверен он, могут позволить себе и существенно большее снижение, так как выросла прибыльность по другим сегментам их деятельности.












Сергей ПЕТУНИН
2009-03-10


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007