Поиск:


деловой разговор
Сергей ЛЕОНОВ,
директор правового департамента Торгово-промышленной палаты Саратовской области

Все мы, и бизнес прежде всего, существуем и действуем в правовом поле. Законотворческая деятельность Торгово-промышленной палаты РФ сосредоточена в департаменте по законодательству, который создан с приходом на пост президента ТПП РФ Евгения Примакова. Представители департамента участвуют в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении проектов нормативно-правовых актов. Это профессионалы высочайшего уровня. Они аккумулируют предложения, которые поступают от системы торгово-промышленных палат по всей стране, и через парламентариев доносят мнение предпринимательского сообщества до высших этажей власти.
Региональные ТПП выстраивают отношения с департаментом по двум направлениям. Первое – наши самостоятельные инициативы по тем законам, в которых мы усматриваем недочеты. Например, недавно к нам обращались оценщики. Они жаловались, что оценщики – индивидуальные предприниматели не могут нотариально заверить отчеты об оценке их недвижимого имущества, поскольку Налоговый кодекс предусматривает процедуру оплаты госпошлины за такое удостоверение лишь для юридических лиц. Мы вышли с предложением в ТПП РФ, и на его основе в Госдуму был внесен законопроект, устраняющий юридический казус. Второе направление касается экспертизы правовых актов, разработанных органами власти. Если эти законы так или иначе затрагивают сферу предпринимательской деятельности, мы стараемся давать им оценку, при необходимости вносим поправки, которые обычно учитываются. Вся работа четко структурирована, каждый эксперт департамента отвечает за свой блок вопросов. Также в законотворческой деятельности участвуют и профильные комитеты палаты. Получается эффективный тандем узких отраслевых специалистов и юристов-профессионалов, которые могут провести серьезную аналитическую работу.
Торгово-промышленная палата Саратовской области участвует в антикоррупционной экспертизе как федеральных, так и областных законопроектов. Последнее направление деятельности саратовской ТПП пока уникально для российских регионов. Мы будем передавать свой опыт коллегам: для этого уже в марте к нам приедут руководители других территориальных палат.
В качестве примера нашей деятельности в губернии можно привести недавно принятый закон о преимущественном праве выкупа недвижимого имущества субъектом малого и среднего бизнеса. Ранее часто встречалась ситуация, когда арендатор муниципального помещения ремонтировал его, приводил в порядок, а затем муниципалитет отбирал «квадратные метры» и пускал с молотка. Новый закон призван исправить положение. Однако при выработке проекта мы столкнулись с казусом. Как известно, многие малые торговые предприятия продают алкогольную продукцию. При этом они зачастую снимают муниципальные помещения. В 2006 году закон, регулирующий такую торговлю, лишил индивидуальных предпринимателей возможности заниматься ею. В результате многие бизнесмены начали регистрироваться как юридические лица. Закон предусматривает преимущество для лиц, арендующих имущество не менее трех лет. Но если предприниматель перерегистрируется и образует юридическое лицо, то прерывается и срок аренды. Мы внесли поправки в закон, которые снимают данный вопрос. Это – характерный пример низовой инициативы.
Экспертиза составляет основную часть деятельности правового департамента саратовской ТПП. От того, насколько качественно законы будут разработаны, зависят дальнейшие правоотношения. Так, недавно прошла информация, что по представлению прокуратуры внесены изменения в постановление правительства области о льготах субъектам малого предпринимательства на аренду помещений. На первый год аренды предусмотрена льгота не более 40%, на второй – не более 60% и т.д. Однако наша экспертиза выявила несколько спорных аспектов. Прежде всего, сама формулировка «не более» уже дает основу для произвольного решения чиновника, а значит и для коррупции. Кроме того, непонятно, что понимается под первым годом аренды. Ведь муниципалитеты, как правило, перезаключают договор на нее каждый год заново. Значит, стоит говорить о первом годе с начала осуществления деятельности предпринимателя: такая формулировка не несет двусмысленности. Эти огрехи были частично исправлены.
Механизм законотворчества при посредничестве палат четко отлажен. ТПП – это, с одной стороны, независимая негосударственная некоммерческая организация, а с другой – объединение предпринимателей, которые точно знают, что им нужно от того или иного закона. Мы в курсе проблем, которые волнуют предпринимательское сообщество, и можем оперативно информировать о них государственную власть. Гильдии, созданные при областной ТПП, также участвуют в процессе. Подчас именно они выступают инициаторами изменений законодательства.
Также существуют комитеты, которые объединяют не только членов палаты, но и представителей органов государственной власти и местного самоуправления, сторонних специалистов.
Среди ближайших планов законотворческой деятельности ТПП можно выделить несколько срочных инициатив. Одна из них – форсировать внесение изменений в ст. 2 федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части отмены обязательного использования таких устройств для плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Поправка рассматривается уже полтора года и сейчас принята Госдумой в первом чтении. Движение за эту поправку шло со стороны всех региональных палат, поскольку она может значительно облегчить налоговое бремя на малый и средний бизнес без потери бюджетных средств.
С 1 января 2009 года вступили в силу изменения в закон о ЕНВД, которые не учитывают количество реально проработанных рабочих дней предпринимателя. Если, например, предприниматель функционирует четыре или восемь раз в месяц, а это особенность работы многих муниципальных рынков, он обязан заплатить налог на вмененный доход за полный месяц. В настоящее время этот вопрос можно урегулировать только с помощью муниципальных нормативных актов. Муниципальные районы имеют право скорректировать расчет коэффициента К2. На наш взгляд, надо вносить изменения в решения, устанавливающие величину К2, и распространять действие этих решений на отношения, возникшие с1 января 2009 года. Иначе мы рискуем пополнить ряды безработных в наших муниципалитетах предпринимателями, прекратившими свою деятельность.
2009-02-24


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007