Специалисты Торгово-промышленной палаты Саратовской области с учетом мнения и специфики местного бизнес-сообщества разработали ряд предложений по поддержке малого бизнеса в условиях кризиса. На экспертном совете при губернаторе Павле Ипатове и на депутатских слушаниях их озвучил президент ТПП области Максим Фатеев. НВ публикует основные антикризисные предложения торгово-промышленной палаты.
Необходимо продолжать практику компенсации части процентных ставок по банковским кредитам и по договорам лизинга, возможно, рассмотрев увеличение выделяемых на это целевых бюджетных средств. Одной из форм поддержки именно малого бизнеса является гарантийный фонд, с которым мы сотрудничаем. Главное сейчас – заполнить его заявками как со стороны банков, так и со стороны малого предпринимательства.
Сегодня закон о проведении тендеров на получение государственного заказа для малого бизнеса практически не работает, так как лоты на тендерах громадные, а пять процентов залога не под силу большинству малых предприятий. Необходима проработка такого механизма, как проведение конкурсов по госзаказам специально для малого бизнеса, а также механизма льготного доступа к кредитным ресурсам предприятиям, заключившим госконтракт (получившим госзаказ). Причем процедура проведения конкурса должна стать максимально открытой и прозрачной, чтобы не допустить обострения социальной напряженности в обществе.
Во многих муниципальных районах существуют программы поддержки малого бизнеса, которые частично должны были финансироваться за счет средств региональной программы. Если в нынешних жестких условиях эта мера будет работать, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что каждый район имеет свою специфику и местные приоритеты развития малого бизнеса могут не совпадать с приоритетами области. В этом случае муниципальные программы и, соответственно, муниципальный бизнес лишаются областной поддержки.
Следовательно, необходимо внесение изменений в областную программу.
Наиболее болезненными проблемами малого бизнеса так и остаются вопросы аренды и выкупа помещений, принадлежащих региону и муниципалитетам.
В конце января текущего года на Комитете по собственности Государственной Думы был рассмотрен законопроект с поправками в Федеральный закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества, где предусмотрены существенные изменения для малого предпринимательства по арендной плате, срокам и условиям приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано уже на конец февраля текущего года.
И властям, и бизнесу нужно быть готовыми к тому, что этот законопроект будет принят. Но он вряд ли заработает быстро, если опять допустить бюрократические проволочки (голодовка бизнесменов в Нижнем Новгороде из-за конфликта с мэрией по аренде земли показывает, к чему может привести волокита).
Уже в первом чтении Госдумой принят Закон об освобождении от применения контрольно-кассовой техники для организаций, применяющих единый налог на вмененный доход. Нельзя допустить, чтобы фискальные органы до принятия этого закона дожимали предпринимателей проверками и, извините за цитату, «кошмарили бизнес».
В январе ТПП России был представлен законопроект «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» касательно рассрочек по уплате федеральных налогов, если размер задолженности превышает 10 миллиардов рублей. По мнению ТПП России, высокий входной барьер (10 млрд руб.) фактически исключает малые и средние компании от получения указанных рассрочек, которые, по сути, являются получением предприятием кредита по весьма низкой ставке и без какого-либо обеспечения.
В этой связи законопроектом предлагается на уровне регионов принимать решение о предоставлении малым и средним предприятиям рассрочек по уплате налогов на срок до 1 года при сумме задолженности более 1 млн рублей. Данное предложение предварительно поддержано Минфином России и Министерством экономического развития Российской Федерации.
С целью смягчения кризисных последствий для действующих предприятий малого и среднего бизнеса и мотивации создания новых малых, в первую очередь, производственных предприятий Палата России внесла в Правительство РФ законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, согласно которым предлагается повысить до 100 млн руб. порог предельного дохода предприятия, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения. Существующий порог применения данного специального налогового режима, на наш взгляд, является одним из препятствий для дальнейшего роста и развития малых производственных предприятий, особенно в кризисных условиях. Еще одно предложение Палаты касается освобождения малых производственных и инновационных предприятий от уплаты налога на прибыль организации («налоговые каникулы») в течение первых 2 лет работы, а также от уплаты 50% суммы налога – в последующие два года. Такое решение окажет существенное стимулирующее воздействие на развитие данного сектора в России.
Можно предположить, что большинство из этих законопроектов будет принято в ближайшее время. Поэтому необходимо заранее подготовить нормативные региональные акты или изменения в них и может быть уже сейчас начать их обсуждение на думских комитетах и комиссиях с целью анализа влияния этих поправок на исполнение регионального бюджета.
Принципиально важным в кризисных условиях мы считаем принятие регионального закона по поддержке малого и среднего предпринимательства, над которым палата работает уже около полугода совместно с бизнес-сообществом и прокуратурой области.
В нем, в частности, определена инфраструктура поддержки предпринимательства. Сейчас он, несомненно, требует доработки по включению антикризисных мер. Например, отказ от любых проверок малого бизнеса сроком на 1 год, за исключением связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан. Или введение в качестве антикризисной меры дифференцированной ставки от 10 до 5% в зависимости от вида предпринимательской деятельности для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Пусть эти меры будут временными и пролонгируются в зависимости от развития кризисной ситуации. Уже в ряде регионов предприняты шаги по снижению до 5% единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Палата и предприниматели обращались в правительство и областную Думу с просьбой применить такую ставку налога и у нас в области. Надеемся, что депутаты областной Думы поддержат предпринимательское сообщество.
Ясно, что предлагаемые меры не пополнят местные бюджеты. Чтобы понять, сколько бюджет потеряет сейчас от снижения налоговых поступлений или сколько он потеряет через год от закрытия предприятий, необходимо провести экономический экспресс-анализ. Мы предлагаем провести его совместно с комитетом по экономической политике, собственности и земельным отношениям, комитетом по бюджету областной Думы и министерством экономического развития и торговли области.