Почему-то в кризисное время принято задумываться, как правило, о достатке сегодняшнего дня. И многие перестают думать о дне завтрашнем. Между тем новая пенсионная реформа сориентировала граждан самим определять стратегию своих пенсионных накоплений. «НВ» решили выяснить, пострадают ли от кризиса эти вклады и как скажется нынешняя экономическая ситуация на выплате текущих пенсий.
– Что касается текущих выплат, то с этим в губернии проблем не будет, – уверяет управляющий саратовского отделения Пенсионного фонда России, депутат областной Думы Николай Семенец.
И это несмотря на то, что общая задолженность саратовских предприятий по пенсионным выплатам на первое января 2009 года составила 575 млн рублей. Как уверяет облдеп, сумма, конечно, не такая маленькая, чтобы совсем не обращать на нее внимания. Но в сравнении с другими регионами не столь уж и большая.
– Последние пять лет мы работали над сокращением прироста этой задолженности, и к июлю 2008 года вышли на нулевой уровень, то есть встали на путь ее погашения. Но тут грянул кризис, – обрисовал ситуацию Семенец.
В итоге к январю нынешнего года прирост долгов составил 7%. Виноваты компании-банкроты, среди которых Саратовский авиационный завод, ОАО «Балтэкс», балашовские предприятия жилищно-коммунального хозяйства МУП «Гортеплосети» и «Районные коммунальные сети». Также в списке ООО «Саратовтеплоэнерго», а из сельхозпредприятий – ППЗ «Красный Кут». Коснулся кризис и других предпринимателей. Выплаты по социальному налогу во втором полугодии стали задерживать ОАО «Трансмаш», ОАО «Нефтемаш-САПКОН», ООО ТСУ «Энгельсстрой», ОАО Кондитерская фабрика «Саратовская» и ряд иных компаний.
– Не думаю, что долги названных предприятий могут отразиться на выплате пенсий населению, разве что банкротства начнутся в массовом порядке, – комментирует депутат. – Но мы принимаем все необходимые меры, чтобы этого не произошло.
В общем, в саратовском отделении ПФР тяжелых последствий кризиса не ожидается, поскольку у Пенсионного фонда есть своя «подушка безопасности», как сейчас модно говорить про финансовые резервы. Дело в том, что в 2008 году плановое задание по сбору страховых взносов составило 10,8 млрд руб., а выполнено было на 134%. То есть конечная сумма взносов достигла 14,5 млрд рублей. По словам Семенца, в этот и ближайшие годы пенсия точно будет выплачиваться полностью. Кроме того, предусмотрено ее плановое повышение:
– С первого марта мы пересчитаем базовую часть, в апреле на 17,4% увеличим страховую, а также проиндексируем пенсию в августе и в декабре.
Что касается пенсионных накоплений, по статистике многие управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды показали по итогам прошедшего года достаточно низкую доходность. Это связано прежде всего с сильным падением финансовых рынков. Уровень доходов большинства НПФ не перекрыл инфляции. Управляющая компания Пенсионного Фонда России (законодательно на эту роль определен ВнешЭкономБанк) ушла в минус на 0,3%.
У частных управляющих компаний и НПФ разные показатели, но по прошлому году в плюсе закрылись единицы. Точных статистических данных еще нет, однако прибыльными предположительно могли оказаться Газфонд, Лукойл-Гарант и некоторые другие НПФ с высоким рейтингом надежности. Большинство фондов закрыли год с нулевыми показателями, а часть организаций ушла в минус.
По подсчетам экспертов, с началом кризиса инвестиционные накопления упали на 30%. Но, как предупреждают представители пенсионных фондов, данные средства вкладываются на долгосрочную перспективу. А за последние три года подавляющее большинство управляющих компаний (80%) показало стабильную положительную доходность.
– Выплаты пенсий с учетом накопительной части начнутся с 1 января 2013 года, – подчеркивает глава местного отделения ПФР. – А к этому времени нам обещают положительные изменения экономической ситуации и выравнивание фондовых рынков. Вот почему я уверен, что положительная доходность накопительной части реальна в долгосрочной перспективе.
Однако если раньше, в докризисные «тучные» годы, прибыльность накоплений являлась основным приоритетом при выборе пенсионного фонда, сейчас на первый план вышла надежность таких организаций. По данным газеты «Коммерсант», в последние месяцы отток средств из НПФ резко усилился. Логично предположить, что вкладчики возвращаются под защиту государства. Действительно, по информации Саратовского отделения ПФР за вторую половину года из негосударственных фондов в него вернулись 1653 человека. При условии, что в свое время в НПФ ушло около 300 тысяч вкладчиков, количество возвратившихся – это не процент и не полпроцента, а его тысячная доля.
Кстати, представители негосударственных пенсионных фондов утверждают, что заметного оттока средств все-таки пока не наблюдается. По словам заместителя директора саратовского филиала НПФ «Благосостояние» Олега Митенева, в их организации количество вкладчиков даже увеличилось. По России в целом цифра составила около 300 тыс. человек.
– Были, конечно, и у нас случаи, когда клиент переводил свои средства обратно в ПФР, но их единицы, – прокомментировал Митенев. – Я хочу отметить, что наблюдается скорее обратная тенденция: те граждане, которые уже обожглись на сделках с государством, наоборот, в условиях кризиса стараются уйти в негосударственные пенсионные фонды. Тем же, кто НПФ до сих пор боится, могу сказать одно: нашу работу жестко контролирует государство.
Действительно, лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов производит федеральное Министерство финансов. Работа всех НПФ строго регламентирована. Их инвестиции в ценные бумаги тех или иных компаний составляют небольшой процент. Так что если какие-то активы прогорят, это будет минимум, который закроется прибылью от остальных вложений.
НПФ – не финансовые пирамиды, а серьезные структуры, призванные снимать с государства «головную боль» по поводу обеспечения гражданам достойной старости.
Как утверждает Николай Семенец, оно возьмет на себя всю денежную ответственность, если вдруг какой-то пенсионный фонд (что маловероятно) «лопнет». Свои кровные граждане получат назад.
В Саратовской области, по официальным данным, сейчас работает 11 филиалов НПФ: «Виктория-фонда», «Благосостояния», «Лукойл-Гаранта», «Пенсионного капитала», «Руси», «ТНК Владимир», «Трансстроя», Профессионального независимого фонда, «Социума», «Регионфонда», НПФ «Электроэнергетики», Газфонда, Сберфонда РЕСО. Однако попытки связаться с ними выявили «отсутствие на месте» филиала «Виктория-фонда».
В чем же дело? Если деятельность негосударственных пенсионных фондов надежна априори, почему некоторые сворачивают ее в регионах?
– Поверьте мне, – комментирует Олег Митенев, – когда клиент приходит в фонд и заключает договор, он видит только вершину айсберга деятельности фонда. Сейчас трудные времена. И многим фондам приходится сокращать свои расходы на развитие. Действительно, некоторые увольняют персонал, сворачивают сеть филиалов, но денег вкладчиков это никоим образом не касается. Деятельность НПФ продолжается, они обслуживают своих вкладчиков, только теперь удаленно. Весь вопрос лишь в удобстве для клиента.