Поиск:


Сила – в слабости… налогов
Маленькая Швейцария у обывателей ассоциируется с надежностью банковского сектора, высоким уровнем экономики и жизни. Но немногие знают, что процветанием она обязана среднему и малому бизнесу. Из 300 тыс. зарегистрированных в стране юридических лиц 99,7% – предприятия этого сегмента. Именно небольшие фирмы – основа швейцарской экономики. Кроме того, республика известна своими налоговыми льготами. С точки зрения налогообложения это одно из самых привлекательных мест Европы. Конечно, до благополучной Швейцарии нам далеко, но Российское государство всерьез намерено поддержать малый и средний бизнес. Главное – умело воспользоваться этой помощью.

На 10-м съезде «Единой России» премьер-министр Владимир Путин выступил с инициативой внести изменения в Налоговый кодекс. В частности, разрешить регионам снижать ставку единого налога на вмененный доход (ЕНВД) при использовании «упрощенки» с 15 до 5%.
Госдума в рекордно короткие сроки утвердила поправки в Налоговый кодекс. И с 1 января 2009 года власти регионов могут самостоятельно устанавливать дифференцированные ставки ЕНВД (от 5 до 15% в зависимости от категории плательщиков) при упрощенной системе налогообложения.
Однако большинство субъектов РФ сокращать ставку пока не торопятся. Видимо, расценив новые возможности как «палку о двух концах». С одной стороны, регулирующая роль снижения налогов – развитие и стимулирование производства. С другой – ЕНВД наполняет местный бюджет, а после уменьшения ставки доля поступлений может сократиться.
Лишь единицы продемонстрировали готовность таким радикальным способом поддержать малый и средний бизнес. Нашлись регионы-смельчаки, которые одними из первых снизили налог. Самыми решительными отказались власти Кемеровской и Псковской областей. Они подготовили местный законопроект заранее и внесли изменения в тот день, когда федеральный закон подписал президент. Теперь ставка налога в обоих регионах снизилась до 5%.
Уменьшили налог и в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь ставка также теперь 5%.
В Якутии власти тоже сократили налоговую нагрузку – правда, только до 10%. Но пообещали, если этого окажется недостаточно для спасения компаний и как следствие сохранения рабочих мест, снизить до 5%.
В Липецкой области налоговая нагрузка «малышам» уменьшена на 10%. На видимые потери для бюджета власти решились осознанно, заявив, что деньги останутся у компаний и дадут им возможность провести техническое переоснащение, расширить ассортимент товаров и услуг, при необходимости – перепрофилироваться. Но главное –помогут сохранить рабочие места и даже создать дополнительные. В таком случае бюджет не лишится налогов.
Наша же губерния не входит число пионеров, которые взяли на себя смелость воспользоваться поправками в кодекс.
Конечно, на сокращение ЕНВД могут пойти только самые дальновидные субъекты федерации. После снижения ставки перед региональным бюджетом возникнет опасность несколько «похудеть». Но вырисовывается и куда более угрожающая перспектива. Скажем, субъекты малого и среднего бизнеса могут перебраться в регион, где создаются более благоприятные условия для их развития, в том числе есть налоговые послабления.


Александр УЛЬЯНОВ, министр экономического развития и торговли Саратовской области:
– Особой стимулирующей роли в такой мере нет. Да, какое-то облегчение она малому бизнесу принесет. Но лучше бы стимулировать спрос на продукцию предприятий сектора, это было бы более выгодно. Иначе такие льготы, которые принимаются на федеральном уровне в ущерб региональному бюджету, могут в конце концов привести к тому, что нечем будет платить зарплату учителям. За наш счет хорошо принимать льготы. Здесь скорее потери, нежели приобретение. У нас уже были снижены ставки, но данная мера оказалась не слишком эффективной.

Александр ЕЛИСТРАТОВ, председатель совета саратовского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
– К сожалению, Саратов пока не воспользовался возможностью уменьшить ставку. А ведь это позволило бы малому и среднему бизнесу, который находится на упрощенной системе налогообложения, какие-то средства высвободить, поднять голову. Ведь та налоговая политика, которая у нас проводилась, совершенно не стимулировала развитие малого и среднего предпринимательства. Она была фискальной. Во всем цивилизованном мире налоговая политика преследует две цели. Первая – стимулирование экономики, вторая – фискальная. А у нас про первую цель забыли. Скорее действовал принцип «отнять». О каком развитии может идти речь, когда налоги у нас, что бы там ни говорили, очень высокие? Они не стимулируют развитие малого бизнеса. Это одно. Второе: посмотрите, какие высокие ставки по кредитам для малых предприятий, да займы еще и просто не получить, потому что колоссальная проблема – отсутствие залоговой базы у «малышей». Вот сейчас разрешили в привилегированном порядке выкупать помещения, которые арендует малый бизнес. Это еще каким-то образом может стимулировать его и позволит ему приобрести собственность, которую можно будет заложить в банке, чтобы получить средства на развитие. Ведь деньги – кровь экономики. Естественно, если бы регион сократил ставки по налогу, это стимулировало бы бизнес к развитию. Что сейчас актуально особенно: возникла ситуация, когда большое количество рабочих мест ликвидируется в крупном бизнесе. Куда людям идти? Либо к бюджетному корыту – так не всем там есть место, либо самим прокормиться, создав собственное дело, например производство, либо заняться оказанием услуг, торговлей. Другого пути нет. Но чтобы люди пошли в бизнес, им надо условия создавать, а их сейчас мизер.
Наталья БОБРОВНИКОВА
2009-02-10


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007