В Госдуму внесен законопроект о поправках в Таможенный кодекс. В итоге главный действующий документ страны, регулирующий внешнеэкономическую деятельностью, будет переработан на две трети. Цель изменений – значительное упрощение процедур.
Сейчас решения по таможенным процедурам и таможенным режимам в разрешительном порядке принимают таможенные органы. Проект поправок в ТК предоставляет декларантам право самостоятельно заявлять таможенную стоимость товара. Вводятся жесткие сроки по выпуску товаров – не более трех дней с даты принятия таможенной декларации. Устанавливается и предельный срок между подачей и принятием декларации не более одного дня.
Также в новых поправках в ТК законодатели попытаются устранить неограниченные возможности таможенных органов, касающиеся запросов по предоставлению задним числом к декларации дополнительных документов и сведений. В полемику на этапе таможенного оформления таможенные органы вступать не будут. Товар быстро пройдет границу. В дальнейшем возможен постаудит.
В новой редакции Таможенного кодекса вводится такой институт, как уполномоченные грузополучатели. Ими станут те законопослушные компании, которые стабильно, не менее трех лет регулярно платят таможенные платежи в бюджет и не нарушают таможенные правила. Такие участники ВЭД получат свой груз прямо на свой склад, минуя склады временного хранения. Там же, на своей территории они смогут провести все таможенные формальности и затем передать электронную декларацию в таможенный орган Этот принципиально новый для российского таможенного права метод взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД давно и широко применяется за рубежом. Вместе с тем такая самостоятельность не станет бесконтрольностью; законопроект предусматривает как механизмы взаимодействия уполномоченных грузополучателей, так и процедуру лишения такого статуса. В проекте поправок также предлагается установить четкие критерии, что позволит таможенным органам не требовать обеспечения уплаты таможенных платежей в любом случае, как это принято сейчас. Этот режим относится к тем предприятиям, которые не смогут исчезнуть с российской территории, например экспортеры нефти, газа, металлов. Новые нормы ТК должны поддержать отечественную промышленность. Предприятия должны предлагать свою продукцию или услуги на внешний рынок по конкурентоспособным ценам. Достичь такой цели позволят несколько преимуществ, которые предоставляются таможенным режимом переработки. Предлагаемые изменения позволят перерабатывать ввозимые в Россию товары без уплаты таможенных пошлин и налогов при сохранении порядка возмещения косвенных налогов, как если бы продукты переработки вывозились в режиме экспорта.
Таможенным кодексом вводится новое понятие «генеральная гарантия». Суть ее в том, что юридическое лицо может оформить лишь один документ, который будет обеспечивать исполнение его обязательств относительно всех совершаемых им операций в течение определенного периода времени. Это означает, что с принятием этой поправки не нужно на каждую операцию, как это происходит сегодня, получать от таможни определенный документ и зависеть от бюрократических процедур.
Ждут изменения и статьи, регламентирующие деятельность таможенных брокеров. В действующем ТК повышенная ответственность брокеров, в том числе финансовая, не уравновешивается какими-либо преимуществами по сравнению с иными лицами, декларирующими товары самостоятельно. На практике фирмы-однодневки, самостоятельно декларирующие товары на свой адрес, легко избегают контроля со стороны таможенных органов и не несут никаких финансовых обременений. Зато брокер подлежит исключению из реестра при дважды нарушенных таможенных правилах.
Ввозим транспортное средство
Экономический кризис снизил спрос на зарубежные автомобили. В декабре прошлого года в России было продаж на 20 тысяч иномарок меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но, по мнению многих экспертов автомобильного рынка, явление это временное и оживления покупательского спроса можно ожидать уже во второй половине этого года. Соответственно, вновь будет увеличиваться и количество предпринимателей, доставляющих импортные авто из-за рубежа. Но некоторые бизнесмены, начиная новое дело, имеют смутное понятие о таможенных правилах, по которым юридические лица оформляют пригнанные иномарки. В результате возникают конфликтные ситуации, избежать которых можно лишь хорошо зная таможенное законодательство.
Документальное подтверждение
Самый глупый для импортера вопрос: какую сумму надо перечислить в бюджет государства в виде таможенных платежей? Она начисляется исходя из стоимости иномарки. Цена приобретенного транспортного средства должна подтверждаться соответствующими документами. Если они у сотрудников таможенных органов не вызывают сомнений, автомобиль оформляется по первому методу, т,е. в расчет берется указанная вами цифра. Если она покажется им подозрительно низкой, стоимость автомобили могут определить другими методами: по цене сделки с идентичным товаром; по цене сделки с однородным товаром; по методу вычитания; по методу сложения или по резервному методу. Для проверки заявленной стоимости в качестве нейтральных источников ценовой информации таможенники используют зарубежные автомобильные справочники и каталоги, не беря в расчет налог на добавленную стоимость, существующий в стране вывоза, но с учетом комплектации представленного на таможенное оформление автомобиля. Если в справочниках ценовой информации о пригнанной модели не окажется, подбирается вариант автомобиля такого же класса и вида.
Экономьте на объеме
После того как автомобиль классифицирован, ему присваивается десятизначный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД), Он зависит от года выпуска, типа транспортного средства, объема двигателя и т.п. Ставка ввозной пошлины определяется по каждой десятизначной позиции (код нового легкового автомобиля 8703 23 192). Но это еще не все. Автомобили относятся к подакцизным товарам. Акциз начисляется исходя их мощности мотора. Чем больше лошадиных сил, тем выше ставка акциза, плюс 18-процентный налог на добавленную стоимость. Для юридических лиц, импортирующих автомобили, существуют специальные таможенные посты. Их перечень по регионам установлен в приложении 4 приказа ФТС №1005 от 28.10.2005 года. Если же ввезены такие дорогостоящие иномарки, как Mercedes-Benz, Aston-Martin, Bently, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maseratti, Porsche, Rolls-Royse, Maybach, VW Phaeton, VW Touareg, BMW Z8, с момента выпуска которых не прошло трех лет, независимо от места регистрации юридического лица все таможенные процедуры они должны проходить в Москве.
Не забудьте про залог
На юридических лиц распространяется правило, согласно которому, если автомобиль следует от границы своим ходом, за него на депозит таможни надо вносить залог. Его размер зависит от мощности двигателя. Если у импортируемой иномарки она менее 100 л.с., то залоговая сумма будет равна 5 тысячам евро. От 100 до 150 л.с. – 7 тысяч, и чем мощнее двигатель, тем больше сумма залога. Юридическим лицам разрешается представлять в качестве залога товары и банковские гарантии. Последние принимаются только у тех банков, которые внесены в реестр гарантов перед таможенными органами.
После внесения залога на таможенном посту выдается расписка и гарантийный сертификат, где указано место пересечения границы. Именно на этот пограничный пункт пропуска передается подтверждение о внесении обеспечения. Так что перегонщику изменять обратный маршрут уже нельзя. Вместо этого в проекте предлагается не лишать брокера его бизнеса, который как минимум обеспечен суммой в полмиллиона долларов и договором страхования ответственности перед представляемым лицом, а следить за тем, чтобы штрафы за нарушения были своевременно оплачены и не превышали определенный процент от количества оформленных ГТД и/или суммы уплаченных таможенных платежей. Это создаст одинаковые экономические подходы к оценке деятельности разных категорий компаний-брокеров, мелких, средних и крупных.