Как свидетельствуют социологические исследования, настроения жителей страны за последние три месяца ушедшего года существенно ухудшились. Причина – все тот же мировой финансовой кризис. В СМИ постоянно появляются сообщения, что он, словно щупальца спрута, не только все плотнее опутывает мировую экономику, но и начинает все больше вторгаться в святая святых – личное материальное положение граждан. Рублю ставится серьезная подножка, сокращения сотрудников на многих предприятиях приобретают чуть ли не массовый характер. И как следствие, потребительские ожидания уже не столь радужны, а потребительская активность катастрофически снижается.
Потребительский оптимизм
Еще весной прошлого года данные Росстата свидетельствовали о небывалом приступе оптимизма у граждан. Тогда индекс потребительской уверенности населения впервые за все время расчетов (а они ведутся много лет) вышел в плюс и составил +0,4%. Еще совсем недавно это означало, что промышленность может наращивать производство: покупатели готовы оплатить дополнительные товары. Индекс потребительской уверенности – показатель, который рассчитывается на основании пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных приобретений. Еще в конце 2007 года все вместе они показывали -5%. И вот минувшей весной – резкий скачок до +0,4%. Произошел он в большей степени за счет веры в общенациональные перспективы и отчасти из-за надежды на собственное благополучие.
Экономическая ситуация последних лет действительно способствовала тому, чтобы социологические настроения россиян становились все более радужными. Почти девять лет – с четвертого последефолтного квартала 98-го и до четвертого квартала 2007-го – были годами непрерывного роста экономики и еще более быстрого повышения жизненного уровня. Такого долгого и стремительного подъема личного потребления в России, пожалуй, не было с начала XX века. Но непрочность нашего нефтегазового процветания все же дала о себе знать. Увы, наверное, хорошему обязательно приходит конец, и в самом размахе потребительского бума уже затаилось начало финала. Большинство рядовых потребителей уже тогда «прочувствовали» собственным кошельком, что цены стали расти куда стремительнее, чем вещают с телеэкранов. И это коснулось именно крупных покупок.
Потребление сокращается
В конце прошлого года жители страны и вовсе стали терять уверенность в завтрашнем дне. По данным Росстата, опубликованным на его официальном сайте, в начале нынешнего года индекс упал в четвертом квартале до -20%. По сравнению с третьим он снизился на 21%, с четвертым 2007-го – на 15%. Наблюдаемый уровень примерно соответствует показателям четвертого квартала 2000 года (-17%).
«Снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения», – говорится в аналитической записке ведомства. У россиян появилась определенная доля скепсиса при оценке ожидаемых изменений экономической ситуации в стране. Соответствующий индекс на краткосрочную перспективу составил -19% и уменьшился по сравнению с четвертым кварталом 2007-го (+2%) на 21%. На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 15% опрошенных (против 23% в IV квартале позапрошлого года.). Негативных перемен в ней ожидают более 35% респондентов (почти на 19% больше).
Претерпели изменения и оценки уже произошедших экономических событий в стране. Этот индекс составил -30% против +2% в четвертом квартале 2007 года. Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в России, превышает 55% от числа опрошенных (в четвертом квартале позапрошлого года – 24%). А количество тех, кто положительно оценивает произошедшие изменения, составило 14% против 31% соответственно.
«Упаднические» настроения у наших сограждан стали наблюдаться и при оценке их личного материального положения. Индекс ожидаемых изменений в нем составил -14%, что на 8% ниже уровня, отмеченного в четвертом квартале позапрошлого года (-6%). Ухудшение личного материального положения прогнозирует почти четверть опрошенных (против 17%). Доля респондентов, ожидающих его улучшения в течение следующих 12 месяцев, составила 9% (12% в четвертом квартале 2007 года). Почти 40% опрошенных считают, что оно осталось прежним. Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до -13% против -7%. Доля респондентов, положительно оценивающих перемены своего материального положения в течение года, составила 14% против 18%. Число опрошенных, отмечающих его ухудшение, достигло 33%.
По сравнению с четвертым кварталом 2007 года индекс оценки текущего личного материального положения не изменился и составил -17%. Естественно, это сказалось и на покупательской способности граждан и коснулось прежде всего планов на крупные приобретения. Так, индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 9%, составив -26%.
А пессимисты кто?
Кто же оказался лидером среди пессимистов? Собственно, снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с IV кварталом 2007 года наблюдалось во всех возрастных группах. Но у молодежи она пошатнулась особенно резко. Наибольшее падение оптимизма в этом плане произошло у 16–29-летних россиян (на 18%).
Среди лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возраста индекс уменьшился на 17 и 12% соответственно.
По данным исследования, граждане все чаще ожидают негативных перемен в российской экономике. Индекс произошедших в ней изменений понизился у молодежи на 38%, у лиц среднего возраста – на 32%, у людей старшего – на 26%, составив -29, -31 и -28%. А индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России находится на уровне -14, -20 и -22% соответственно.
Потребительское доверие: пессимизм пессимизму рознь
И все же наши сограждане настроены менее пессимистично по сравнению с жителями Европы. В сводном индексе потребительской уверенности в европейских странах Россия занимает девятое место, сообщает Reuters. Самое сильное падение потребительского доверия, по данным Business & Consumer Survey Results, зафиксировано в Греции (-55,3%), затем идет Венгрия (-54,3), Португалия (-47), Испания (-43), Франция (-29), Великобритания (-26,8), Словакия (-26) и Италия (-25). С наименьшими опасениями в будущее смотрят жители Финляндии, где снижение составило всего 2%.
Может, у россиян сказывается вера в то самое светлое будущее или дает о себе знать наше национальное качество – надежда на известное русское «авось». В том смысле, что поживем – увидим.
Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организации ТПП Саратовской области, генеральный директор ЗАО «Оптовый рынок «Саратов-97»:
– Говоря о потребительской активности саратовцев, не могу сказать, что спрос на продукты питания существенно упал, особенно на продукты питания эконом-класса. Напротив, под новогодние праздники наблюдался всплеск активности, судя по ситуации на наших оптовых рынках. Сейчас, конечно, некоторое затишье. Но в конце января – начале февраля это обычное явление.
Несколько другая ситуация, скорее всего, сложится по спросу на промтовары. Наверное, там сейчас будет наблюдаться некоторый застой. Евро и доллар значительно подорожали, поэтому это повлечет изменение цен, в частности на бытовую и аудио-, видеотехнику, за счет их пересчета с учетом нового курса. Цены же на продовольствие пока в основном остались на прежнем уровне. Есть некоторые изменения по ряду позиций, например по импорту. Но даже в том, что касается импортного продовольствия, пока особого скачка не было. Сейчас только начинается новый этап закупки продовольствия, и цена здесь уже будет по новому курсу.
В целом нельзя сказать, что у нас совсем пессимистическая ситуация. Тревога, конечно, у людей есть. Настроение россиян изменилось, и не в лучшую сторону. Люди ожидают худшего, и причины тому есть. Например, цены на машины уже кусаются, вся сложная бытовая техника – импортного производства, поэтому такие приобретения станут весьма дорогими. Думаю, что многие не станут спешить делать крупные покупки, люди пока «затаятся».
Показательным будет 1-й квартал наступившего года. Сейчас нехарактерная ситуация, свою роль сыграли праздничные январские дни: народ любит отмечать праздник с размахом, поэтому мы спада потребительской активности в части продовольственных товаров не наблюдали. Интереснее будет сравнение потребительской уверенности и активности за 4-й квартал 2008 года и за 1-й 2009-го.