Поиск:


Либерализация для бюджетных средств?
Как можно помочь финансовой системе страны в условиях кризиса, не прибегая при этом к «вычерпыванию» национальных международных резервов? Казалось бы, загадка для знатоков, причем совершено неразрешимая. Но ответ на поставленный вопрос кроется в поправках в Бюджетный кодекс РФ, которые обсуждали депутаты областной Думы на ее последнем заседании.


Депозиты и кредиты

Речь идет о проекте ФЗ «О внесении изменений в статью 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Заранее оговоримся, что эти новации саратовские парламентарии одобрили. Впрочем, предлагаемые поправки выглядят настолько убедительно и аргументированно, что проигнорировать их было просто невозможно.
Законопроект, который после одобрения региональными парламентариями нужно еще утвердить депутатам Госдумы, предусматривает дополнительные возможности размещения бюджетных средств субъектов РФ и муниципальных образований на депозитах в коммерческих банках.
На первый взгляд, такая формулировка, что называется, режет ухо. Коммерческие банки и власть? Не торопитесь с выводами…
Действующая редакция ст. 236 Бюджетного кодекса (БК) предоставляет право на размещение «казенных» денег на депозитах в комбанках только России и регионам, не получающим дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Разработчики законопроекта утверждают, что подобные вклады будут актуальными для самой банковской системы страны. Особенно в связи с кризисными явлениями на мировых финансовых рынках.
Расширение доступа к свободным бюджетным ресурсам стабилизирует ликвидность коммерческих банков. Это, в свою очередь, сделает доступнее кредиты для субъектов реального сектора экономики. Но что нужно для воплощения задуманного в жизнь?
Существующая формулировка ст. 236 БК ограничивает право финансово устойчивых муниципальных образований временно размещать свободные остатки средств на депозитах в коммерческих банках. А это не дает возможности получать дополнительный доход для решения важных социальных задач, стоящих перед крупнейшими МО.
Кроме того, действующая редакция названной статьи лишает возможности законного получения инвестиционного дохода регионы и муниципальные образования, которым предоставляются указанные дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имеющие значительные свободные остатки казенных денег в связи с успешным исполнением своих основных финансовых документов.
К примеру, в прошлом году в целом по России местные бюджеты были исполнены с профицитом (59% «кошельков» муниципальных образований). Доходы превышали расходы на 15 млрд рублей при запланированном дефиците 81,2 млрд (аналогичные показатели 2006 года составляли 10,2 и 57,4 млрд соответственно). При этом в 60 субъектах федерации профицит местных бюджетов составил 32,6 млрд рублей.


Законный «ва-банк»

Значительные остатки бюджетных средств в течение финансового года накапливаются и лежат «мертвым грузом» на казначейском счете. Так, в 2007-м в городах с населением свыше миллиона на конец каждого месяца сумма в среднем составляла примерно по миллиарду рублей. И все из-за того, что действующее бюджетное законодательство не предоставляет возможности остатков эффективного использования в интересах соответствующего МО.
Вот и решили разработчики законопроекта пойти «ва-банк». Они посчитали, что в условиях нестабильной экономической ситуации, сопровождающейся ростом инфляции, расширение возможности получения дополнительной прибыли от инвестиций регионами и муниципалитетами создает механизм компенсации потерь от влияния негативных макроэкономических факторов.
В условиях мирового кризиса действующие ныне положения Бюджетного кодекса, которые касаются условий размещения временно свободных денег на депозитах, не только резко сокращают возможности для получения инвестиционного дохода финансово устойчивыми регионами и муниципалитетами, но и оказывают отрицательное влияние банковскую систему. Обсуждавшиеся изменения позволяют и местные бюджеты «поправить», и получить дополнительные средства для решения насущных социальных задач. И самое главное, появляется возможность уменьшить давление мирового кризиса на российскую экономику. Теперь слово лишь за депутатами Государственной думы.
Сергей САВЕЛЬЕВ
2008-12-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007