Поиск:


Такси в законе
Количество перевозок с участием автомобилей с «шашечками» в последние годы неизменно растет. Вот только порядка на рынке услуг такси, увы, до сих пор не наблюдается – напротив, все чаще звучат нарекания. На упорядочение работы такого транспорта и направлен документ. Его цель – добиться хотя бы, чтобы оплата была фиксированная, по счетчикам, машины вовремя приезжали, а люди чувствовали себя в безопасности, пользуясь данным видом перевозок. О готовящемся проекте и положении на рынке таксомоторных услуг «НВ» побеседовали с министром по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергеем Шейкиным.

– Обратившись к разработке этого законопроекта, мы не стали изобретать велосипед, а взяли за основу опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара. Пытаемся сделать документ, регулирующий деятельность такси в нашей области, на саратовский лад, с учетом тех особенностей, которые есть регионе.
Есть редкие компании, сохраняющие определенные корпоративные стандарты, в которые входит обязательный технический осмотр автомобиля, медицинский контроль состояния водителя, наличие страховки, таксометров, бейджика с фамилией водителя, прейскуранта. Но это должно стать общим правилом для всех участников рынка таксомоторных перевозок, а пока, к сожалению, является исключением. Мы сейчас говорим только о тех такси, которые официально зарегистрированы, и не затрагиваем частников, работающих неофициально. За деятельностью последних вообще нет никакого контроля. Цены никем не регулируются. Мы порой сталкиваемся с тем, что на вызов таксист может приехать с характерным запахом алкоголя, а чистота машины и ее техническое состояние оставляют желать лучшего. Вот такой сервис.
– Сейчас на дорогах происходит немало ДТП с участием такси...
– Это разговор особый. Я сам был свидетелем того, что когда происходит ДТП с участием таксистов, водитель просто снимает знак такси с крыши, и страховой случай трактуется совсем иначе, нежели требует законодательство. Поэтому, разрабатывая законопроект, мы затрагиваем и данный вопрос. При встречах с членами клуба добросовестных предпринимателей и страховыми компаниями выяснилось, что многие фирмы, занимающиеся такими перевозками, не страхуют автомобили по тарифу такси (коэффициент в этом случае несколько выше). Таким образом, люди, которые едут в этих машинах, не застрахованы от несчастных случаев. Мы сейчас совместно со страховщиками продумываем единый механизм, который бы позволял сотрудникам ГИБДД проверить автомобиль на предмет того, застрахован ли он как такси. Соответственно штрафы, которые последуют за несоблюдение правил ОСАГО, помогут навести порядок в этой части.
– Кого еще вы намерены привлечь к работе над законопроектом?
– Действительно, это лишь первый этап работы, на котором мы находимся в тесном контакте со страховыми компаниями и с ГИБДД. Второй будем осуществлять совместно с налоговой инспекцией. Сейчас нередки случаи, когда, зарегистрировавшись, фирма показывает только 10 автомобилей, а фактически на маршрутах работают 50–70. Значит, большая часть машин не учтена, и соответственно налоги на них никто не платит. Необходимо и здесь навести порядок.
– Скорее всего, «целевая аудитория» вашего закона будет по-разному реагировать на новые нормы и стандарты работы…
– Понятно, что мы столкнемся с нежеланием некоторых таксистов принять новые правила. Но изменить ситуацию просто необходимо. Сегодня рынок такси даже не серый, а черный. На нем официально никто ни за что не отвечает. Не контролируется техническое состояние большинства машин. Следует перенять опыт советских времен, когда автомобиль не выезжал из таксопарка, пока не пройдет технический контроль, жестко контролировалось состояние водителя. Сейчас этого нет. Мы ездим с вами на бомбе замедленного действия. Оплатив услуги таксиста, вы не получите никаких чеков. И куда вас завезут, неизвестно, сколько с вас денег потребуют – тоже вопрос. Поэтому считаем, что помимо наведения порядка в общественном транспорте мы должны заниматься регулированием деятельности таксомоторного рынка. Конечно, все проблемы решить разом сложно. Тем не менее есть добросовестные участники рынка. И они-то как раз и поддерживают инициативу – навести порядок в этой сфере. Ведь главное и неоспоримое преимущество добросовестных компаний-перевозчиков состоит в том, что клиент уверен в своей безопасности.
Что касается того, как заставить закон работать, здесь должен действовать метод кнута и пряника. «Кнутом» станет наказание за выявленные нарушения. А «пряником» – создание единой диспетчерской системы с использованием возможностей ГЛОНАСС, которая позволит более четко структурировать работу такси, «завязать» деятельность всех подобных фирм в единую глобальную сеть. И диспетчеры (а мы готовы предоставить удаленные рабочие места) будут иметь благодаря этому полную картину: где какая машина находится в данный момент, свободна она или занята. На каждый звонок клиента они оперативно смогут отреагировать, прислав такси из своей либо другой фирмы. Также мы намерены обеспечить поддержку властей в предоставлении бесплатной парковки на муниципальных стоянках, которые планируется разместить возле вокзалов, торговых центров и других мест массового скопления людей. То есть рассматривается вопрос организации в Саратове стоянок, предназначенных только для такси. Там смогут находиться машины компаний, которые заключат договор с правительством в рамках государственного и частного партнерства.
– Изменит ли новый закон требования к водителям такси?
– Опираясь на опыт Краснодарского края, мы будем внедрять единые стандарты в отношении шоферов. Например, наличие стажа вождения не менее трех лет. То есть в законе мы намерены четко прописать требования по доступу к профессии, что создаст определенный стандарт качества услуг такси.
– А если пассажиры такси – маленькие дети, как гарантируется законом их безопасность?
– В обязательном порядке в законе прописываются условия безопасности для маленьких пассажиров. Если клиент сообщает, что поедет ребенок, машина должна быть оборудована детским сиденьем.
– На какой стадии работы сейчас находится законопроект?
– Мы планируем в первом квартале 2009 года представить документ, который пройдет процедуру общественных слушаний, в соответствующий профильный комитет областной Думы. В работе над проектом будут принимать участие сотрудники ГИБДД, налоговая инспекция. Надеемся, уже в следующем году на рынке такси станут нормой безопасность, доступность и комфорт.


Андрей ДАНИЛОВ, председатель гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
– Правильный и своевременный закон, направление выбрано верно. Есть в нем, безусловно, полезная нагрузка. И она прежде всего касается обеспечения безопасности перевозок. Но есть и некоторые сомнения. Такси – это нелицензированный вид деятельности. Если те же автобусные перевозки лицензируются, то и контроль помимо ГИБДД осуществляют еще и сотрудники транспортной инспекции. И пока не совсем понятно, кто будет «отслеживать» работу такси. К тому же большая часть этого бизнеса находится «в тени». Соответственно под удар могут попасть те, кто добросовестно работает «в белую», то есть официально. Они вновь понесут очередные расходы: произойдет определенное удорожание услуг (необходимо оснастить машины таксометрами, кассовыми аппаратами). Пока же частники и те, кто неофициально осуществляют свою деятельность, не несут серьезных затрат. С одной стороны, закон призван упорядочить работу такси, с другой – надо четко прописать, на кого будет возложена контролирующая функция.
Пока мне это напоминает ситуацию с законом о запрете на распитие спиртных напитков в общественных местах, который долго и мучительно принимала Госдума. Кстати, очень правильный нормативный акт. В Саратове практически сплошь и рядом он нарушается, потому что цена наказания ничтожно мала – 100 рублей штрафа. Причем в документе совершенно ясно прописано, кто осуществляет контрольную функцию, кто надзирает за тем, как он выполняется. Но если бы штраф был не 100 рублей, а 10 тыс., в скверах, парках, на улицах прекратили бы распивать спиртное.
А значит, новый закон окажется эффективным, если будут прописаны жесткие штрафные санкции.
Наталья БОБРОВНИКОВА
2008-12-22


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007