Поиск:


От модели потребления к модели разумной экономии
В последние несколько лет многие жители страны безудержно покупали практически все, что предлагали представители профессий с загадочными для большинства россиян названиями: мерчендайзеры, супервайзеры, ритейлеры, девелоперы, маркетологи, дилеры. Финансовый кризис потихоньку меняет картину мира, и в первую очередь в самой простой ее части – потреблении. Когда нависла угроза сокращения зарплат, а некоторые люди и вовсе могут лишиться работы, период безудержных покупок медленно, но верно клонится к закату.

Изменилась ли модель потребления у саратовцев? На чем стали экономить и в чем вынуждены себе отказать жители областного центра?
Комментирует ситуацию кризиса потребления Наталия Темерева, кандидат социологических наук, директор маркетингового агентства «Top-Profit», ассистент кафедры прикладной социологии СГУ:
– Если в конце ноября 2008 года еще не каждый житель Саратова чувствовал на себе влияние мирового экономического кризиса, то уже в начале декабря кризис стал очевиден всем.
В целом по региону доходы населения уменьшились. Это связано с сокращениями рабочих мест на предприятиях, переходами некоторых крупных организаций на неполную трудовую неделю, увольнением пенсионеров. Возобновились давно забытые задержки зарплаты, в некоторых организациях её начали понижать. В банках уменьшаются объемы кредитования, благодаря которым население могло совершать крупные покупки в относительно стабильное время.
В соответствии с указанными тенденциями падает и уровень потребления. Размер потребительской корзины уменьшился в среднем на 10%. Приобретение как вторичного жилья, так и недвижимости в новостройках сократилось на 30%. Спрос на новые автомобили упал на 40%, у населения появилась реальная возможность купить подержанные машины по заниженной стоимости. Уменьшилось число клиентов заведений общественного питания, салонов красоты, медицинских центров и т.д.
Безусловно, в целом наблюдается кризис потребления. Ситуация может незначительно измениться для продавцов ближе к концу декабря, когда люди станут закупаться в связи с наступающим Новым годом.


Чудо-технику в отставку

С осени, когда, словно растревоженный улей, потребители запаниковали и кинулись доставать свои деньги из кубышек, заначек и снимать с банковских счетов, многие решили вложить средства в бытовую, аудио- и видеотехнику. У участников данного рынка возникло серьезное опасение, что увеличение покупок – скорее всего психологическая реакция людей на неизвестность. И всплеск продаж можно объяснить только этим. Люди предпочли потратить деньги сегодня, опасаясь, что завтра либо все безумно подорожает, либо любимого чайника, холодильника или стиральной машины и т.п. просто не окажется в магазине. То есть многие стали приобретать вещи, которые планировали купить чуть позже. Подобная картина была в самом начале – тогда народ еще смутно понимал, чем грозит надвигающийся кризис.
Первого серьезного оттока покупателей ждут уже после Нового года, когда люди купят все, что планировали. По прогнозу, с одной стороны, может произойти сокращение ассортимента бытовой техники, с другой – ее подорожание. Сами торговцы уверяют, что цены поднимать не намерены.
И потом, бытовая, аудио- и видеотехника вряд ли относится к товарам первой необходимости. Приобретете ли вы второй, третий, четвертый телевизор, когда они попросту вам не нужны? Да и если денег в семейном бюджете катастрофически станет не хватать, предпочтительнее их направить на пополнение продовольственных запасов.


Продовольственная безопасность

На оптовках некоторая часть жителей региона скупает крупы, сахар, соль, тушенку. Пусть уже без ажиотажа, который был в октябре-ноябре. Делают запасы даже те, кто не испытывает пока серьезных проблем с финансами. Либо по старой привычке, либо на всякий случай: кто знает, как завтра обернется этот самый финансовый кризис. В Пензе скупают соль и гречку. В Барнауле сахар несут из магазинов мешками, а растительное масло – упаковками. Москвичи делают более дорогостоящие запасы, и не всегда из продуктов. Например, приобретают дорогую косметику, которая может еще подняться в цене или перейти в разряд дефицита.
И все же средний класс пока не готов существенно ограничивать себя в еде. Это тоже понятно: доллар растет, но не в разы, цены вроде тоже, но не на всё. А в супермаркетах средней ценовой категории множество скидок. С работы увольняют, но еще не массово, зарплаты урезают, но пока не всем, банки лопаются, но немногие, а те, что остались, деньги выдают, хоть и небольшими порциями. Так в чем же себя стараются ограничивать саратовцы? Некоторые исключили из рациона мясные и рыбные деликатесы. Кто-то перешел на мясо кур вместо более дорогой свинины, говядины, баранины. Другие стали более сдержанны в потреблении дорогих десертов.
И хотя финансовые аналитики и экономисты утверждают, что никакие меры на региональном уровне не могут сдержать наступление финансового кризиса, во многих субъектах федерации такие попытки предпринимаются. Пример – работа сельскохозяйственного рынка в пос. Юбилейный Саратова. Губернатор лично взял под жесткий контроль цены на сельхозпродукцию. Задача – поддержать местных агропроизводителей.
Собственно, на саратовском рынке продуктов пока нет особых причин для беспокойства. Население не ощущает дефицита, да и стоимость таких товаров остается приемлемой. Сложности пока возникают скорее не у покупателей, а у продавцов.
Сергей Жуков, председатель гильдии торговых организаций торгово-промышленной палаты области, генеральный директор ЗАО «Оптовый рынок Саратов-97», рассказывает:
– Пока сказать, что резко изменилась ситуация на саратовском рынке торговли, нельзя. Дешевые товары не исчезли. Такой паники или ажиотажа, который наблюдался некоторое время назад, скажем, на автомобильном рынке, не появилось.
Члены нашей гильдии – те же сети «В яблочко», «Гроздь-Самолет», несколько крупных оптовых предприятий, а также компании, которые помимо торговли занимаются еще и производством (например «Сатурн») – сейчас больше других испытывают определенные трудности. И проблемы эти коснулись, в первую очередь, получения кредитов: по имеющимся были подняты ставки, а взять новые под 23–25% с более жесткими требованиями по налогам не каждый готов. И доступа свободного к займам нет.


Дом, который построил…

Кто будет возводить и достраивать жилье, остается сложным вопросом. Совсем недавно над ипотекой нависла реальная угроза. Те, кто уже взяли такой кредит и вдруг потеряли работу, всерьез озаботились. К счастью, меры на государственном уровне принимаются: рассматривается вопрос отсрочки платежей, реструктуризации долга, выкупа закладных у банка Ассоциацией ипотечного жилищного кредитования. То есть делается все, чтобы не пострадали те, кто уже получил подобный займ.


Встречают по одежке

Провожают тоже. Некоторые «шопоголики», возможно, теперь будут вынуждены лечить зависимость от магазинов посредством очень действенного лекарства: дефицита наличности в кошельках. Собственно, как утверждают модные бутики, их клиентура, и ранее немногочисленная, сейчас тоже остается таковой. Свой клиент не потерян. Но и новые в ближайшее время не придут.
Те, кто покупал одежду на рынках КНР, вряд ли всерьез пострадают. Ширпотреб из Поднебесной значительно не подорожает, поскольку китайские продавцы заинтересованы в оборотных средствах и цены завышать им не с руки.


Не хлебом единым

Но на зрелищах теперь некоторые жители областного центра стараются экономить. Так, семья Соломаткиных исключила из своего бюджета походы «на столичных звезд», приезжающих в Саратов с гастролями.
– Раньше мы с мужем раз в месяц посещали концерты популярных артистов, но в ноябре отказались от этой культурной традиции, – говорит Елена Соломаткина. – Надеемся, что временно. И хотя к жесткой экономии не пришли, уже начали контролировать свои расходы.


Кушать подано

Если раньше среднестатистическая семья могла себе позволить раз-два в месяц посещать ресторан, еженедельно обедать всей семьей по выходным в кафе, теперь такие расходы если и не исключаются совсем, то всерьез секвестируются.
Вполне комфортно чувствуют себя продавцы фаст-фуда. У ларечков с шаурмой, гамбургерами, хот-догами порой даже наблюдаются очереди. Основными потребителями таких продуктов стали (да в большинстве своем были ранее) студенты. Продавцы «быстрой еды» пока не ощутили снижения продаж. Напротив, клиент не только не потерян – приходит новый.


Экономика должна быть экономной

В чем еще нам придется поменять привычки и на чем экономить? Рядовые саратовцы знают только одно – покажет время. После кризиса мир изменится, не устают твердить эксперты. В частности, станет другой культура потребления и потребительское поведение. От безудержного желания приобретать все, что только можно, придется перейти к реальному планированию покупок. Будет необходимо взвешивать: нужен ли товар, можно ли без него обойтись, хватит ли денег.



Опрос «НВ»

– Изменились ли ваши расходы во время кризиса?
Александра Черкасова, домохозяйка:
– В нашей семье маленький ребенок, поэтому львиная часть денег по-прежнему уходит на него. Сказать, что сейчас во время кризиса приоритеты при планировании расходов существенно поменялись, нельзя. Есть обязательные платежи – квартплата, кредит, есть необходимые затраты – на продукты питания прежде всего. Теперь, конечно, более взвешенно подходим к расходованию семейного бюджета.
Иван Фоминцов, студент:
– Урезал свои расходы на посещение кафе, кино. Устроился на работу, правда, еще до кризиса.

Владимир Лопушихин, менеджер:
– Стал экономить на сигаретах, обедах. Если раньше позволял себе каждый день посещать кафе, столовую, то теперь заменил это домашним сухим пайком. Бензин подешевел – тоже маленькая статья экономии. А в целом все осталось по-прежнему.

Михаил Пилатов, предприниматель:
– В моем магазине товарооборот только за ноябрь упал вдвое. Естественно, это сказалось на прибыли и на расходах семьи. В первую очередь, придется отказаться от традиционного новогоднего отдыха за границей
Наталья БОБРОВНИКОВА
2008-12-15


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007