Гильдия предпринимателей, работающих в сфере пассажирских автомобильных перевозок, собралась 28 ноября в областной торгово-промышленной палате на очередное заседание. Главной темой обсуждения стало Положение администрации Саратова о транспортном обслуживании в городе.
Документ принят еще в феврале нынешнего года. Он регламентирует порядок проведения конкурса перевозчиков на обслуживание пассажирских маршрутов. К сентябрю был утвержден состав конкурсной комиссии, и «соревнования» объявили открытыми. Однако, по словам председателя гильдии Андрея Данилова, уже через 20 дней оказалось, что Положение совершенно неработоспособно.
– Теперь неизвестно, когда и в каком качестве конкурс будет проведен, – прокомментировал Данилов. – Правила надо серьезно переработать. Для этого необходимо систематизировать предложения со стороны предпринимателей.
В Положении содержится таблица из 11 пунктов-критериев, по которым перевозчик оценивается в баллах. Она подготавливалась рабочей группой более трех месяцев. Однако баллы не раскрывают истинную конкурентоспособность претендентов. К примеру, требование нотариально заверенных удостоверений техосмотра транспорта и квалификации водителей сразу делает для предпринимателей участие в конкурсе задачей трудно выполнимой. Дело в том, что данные документы ламинируются, после чего не подлежат заверению нотариусом – поскольку ламинирование скрывает следы подделки. Общая же справка о состоянии автопарка не является официальным документом, поэтому также не подлежит нотариальному заверению.
В состав конкурсной комиссии вошли представители ГИБДД, Транспортного управления, областного минтранса. Однако сам заказчик – администрация Саратова – там не представлен и соответственно не может самостоятельно сортировать претендентов.
В таблице учитываются дорожные нарушения с участием водителей фирмы. Но на окончательный рейтинг этот показатель серьезно не влияет. При этом другой важный пункт – предыдущие нарушения договорных обязательств по перевозке пассажиров и багажа – в положении вообще обойден. Спорным остается также дифференциация конкурсантов по форме собственности: те, кто арендует транспорт, теряют в рейтинге, хотя никакого влияния на качество услуг это не оказывает.
Новый член гильдии – предприниматель Алексей Капитонов – обратил внимание и на другие особенности конкурсных документов:
– Положением учитываются условия техобслуживания транспорта. Если автомобили проходят проверку на собственной базе фирмы, она получает больше баллов, хотя в специализированном техсервисе обслуживание, как правило, лучше. Тем более недавно приобретенный транспорт имеет гарантию на льготное обслуживание у дилера. Естественно, компания-перевозчик будет пользоваться именно гарантией. Таким образом, в более выгодное положение попадают владельцы старого автопарка. Если перевозчик использует автобусы китайского производства, срок эксплуатации которых составляет 14 лет, то получает за это 10 баллов. Тогда как за применение отечественного транспорта, чей срок эксплуатации 7 лет, но для которого всегда можно найти запасные детали и без проблем провести его техосмотр, – всего балл. И таких спорных моментов множество. По мнению членов гильдии, нечетко сформулированные критерии конкурсного отбора позволяют отсеять любого кандидата.
Подвел итоги собрания Андрей Данилов:
– Мы считаем, что в существующем варианте Положения никак не учтены замечания самих перевозчиков. Необходимо составить список предложений, и подготовленные поправки с помощью ТПП представить в соответствующие органы власти.