Поиск:


годы и люди
1 декабря 1913 года на заводах Форда ввели непрерывную сборочную линию. С конвейера через каждые 2 часа 38 минут стала сходить машина. Большинство американцев считает, что Генри Форд изобрел автомобиль. Все уверены: этот человек придумал конвейер, хотя на шесть лет раньше некий Рэнсом Олдс в производстве использовал движущиеся тележки, а ленточные транспортеры уже применялись и на зерновых элеваторах, и на мясокомбинатах в Чикаго. Заслуга Форда – в создании поточного производства. Он придумал автомобильный бизнес.

В 16 лет Генри получил место ученика машиниста в Детройте. Тогда же подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в хобби на всю жизнь) и самостоятельно осваивал механику и инженерное дело. Закончив период ученичества, Форд занимался установкой и ремонтом двигателей паровозов.
Заинтересовавшись двигателями внутреннего сгорания и возможностями самоходного транспорта, он в 1893 году (в 30 лет) сконструировал свой первый одноцилиндровый бензиновый «движок». А в 96-м построил легкий автомобиль с двухцилиндровым двигателем.
Изобретатель решил завоевать репутацию для своих машин участием в автогонках. Ради этого Форд ушел из организованной им Детройтской автомобильной компании. Ему действительно удалось стать очень популярным гонщиком. И только в июне 1903 года с помощью группы финансистов он создал, наконец, «Форд Мотор Компании».
В 1905 году партнеры предпринимателя не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, поскольку тогда спросом пользовались именно дорогие модели. Разногласия закончились тем, что держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего тот стал президентом компании. Освободившись от давления со стороны, он приступил к созданию главного авто своей жизни – «Модели Т», которая появилась в 1908 году. Это была большая машина с двигателем мощностью 20 лошадиных сил. В первый же год корпорация «Форд» смогла продать 10 тыс. таких транспортных средств.
Ориентация на производство всего одной марки дала бизнесмену возможность стандартизировать комплектующие и наладить поточное изготовление машин, постоянно снижая их себестоимость. «Модель Т» поступила в продажу по цене, доступной заводскому рабочему. Прежде же автомобиль считался «игрушкой для богатых», и даже средний класс не мог себе его позволить.
Широкая реклама по всей стране, превзошедшая по масштабам любую рекламную кампанию, проводившуюся до Форда, помогала годами удерживать «Модель Т» в центре внимания потребителя. А продажу по всем США осуществляла впервые созданная дилерская сеть. В 1913–1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. дилеров, не только реализовывавших, но и ремонтировавших подобные авто.
Размышляя о способах снизить издержки производства, бизнесмен обратил внимание, что рабочий тратит больше времени на поиск и доставку материала и инструментов, чем на сам труд. «Прогулки» персонала по цеху оплачивать не хотелось. «Если 12 тыс. служащих сберегут каждый ежедневно по 10 шагов, получится экономия пространства и силы в 50 миль», – подсчитал Форд и понял, что необходимо доставлять работу к рабочим, а не наоборот. С 1 декабря 1913 года на предприятиях компании был запущен конвейер. Человек, который вгонял болт, не завинчивал одновременно гайку, а тот, кто ее ставил, не закручивал накрепко. «Станочники» ничего не поднимали и не перетаскивали.
12 января 1914 года Форд ввел минимальный размер оплаты труда на уровне 5 долларов в день (в два раза больше, чем средняя в отрасли!) и сократил рабочий день до восьми часов. «Честолюбие каждого работодателя должно было бы заключаться в том, чтобы платить более высокие ставки, чем все его конкуренты, а стремление рабочих – в том, чтобы практически облегчить осуществление этого честолюбия», – обосновал он свое решение. Одновременно бизнесмен проводил политику использования труда инвалидов, которым платил столько же, сколько здоровым людям.
Генри Форд был наиболее влиятельным предпринимателем XX века. Он, по сути, предопределил стратегию развития массового промышленного производства всего столетия: выпуск относительно недорогой продукции, но очень продуманно распространяемой.
Эта система стала основой успешно развивающегося бизнеса. Другая идея Форда – более высокая плата за неквалифицированный труд на конвейере – тоже получила в прошлом веке распространение во всех развитых государствах. Доступный по цене автомобиль, увеличенная зарплата, личная заинтересованность персонала в доходах предприятия – вот что сформировало в странах Запада средний класс.

По материалам сайтов www.sarbc.ru, www.calend.ru, supercook.ru, www.mukhin.ru, www.vokrugsveta.ru


Даты и люди

29 ноября
1937 год – завершено строительство Дома книги, в котором разместились Саратовские отделения ОГИЗа и КОГИЗа, библиотечный коллектор и книжная база.

30 ноября
1804 год – подписан правительственный указ о порядке размежевания саратовских земель.
1810 год – родился Винчестер Фишер, американский изобретатель и производитель стрелкового оружия.

1 декабря
1749 год – в Саратове открыто соляное управление, переведенное из Самары.
1949 год – начал работу Саратовский завод электронного машиностроения (ныне АООТ «Элмаш»).
1964 год – в Саратове на ул. Вольской открыт первый специализированный магазин по продаже телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и радиодеталей «Эфир».

2 декабря
1911 год – на углу улиц Александровской (Горького) и Малой Казачьей (Яблочкова) открылся кинотеатр «Мурава», фойе которого было оформлено в старорусском стиле. Там разместилась изразцовая печь с рельефами и рисунками Врубеля и Коровина.

3 декабря
1621 год – Галилео Галилей изобрел телескоп.
1910 год – на Парижской автовыставке впервые продемонстрирована неоновая лампа, изобретенная французским физиком Жоржем Клодом.
1991 год – на пр. Ленина (Московская) в Саратове появился первый в Поволжье валютный магазин «Меркурий». Принимались к оплате доллары США, испанские песеты и другая валюта.

4 декабря
1911 год – освящено новое здание Крестьянского поземельного банка.
Анна Мухина
2008-12-01


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007