Госдума в двух чтениях приняла законопроект, отменяющий повторное взимание налога на добавленную стоимость при реализации организациями подержанных машин. Если документ утвердят, перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью авто. Сейчас налоговая база по НДС определяется как цена этих машин, рассчитанная исходя из их рыночной без НДС. В первую очередь нововведение выгодно автодилерам, говорят эксперты.
Снижение налоговой нагрузки сделает более привлекательным использование схемы трейд-ин (приобретение новой машины в счет старой), считают разработчики закона. Подобный способ широко распространен за рубежом, однако до сих пор мало применяется в России. Ведь намного удобнее приехать в автосалон на старой машине, а уехать на новой, доплатив определенную сумму, чем сначала искать покупателя и продавать прежний автомобиль, а затем приобретать другой. Ко второму чтению законопроект доработали, устранив ряд недостатков. Так, теперь исключение двойного обложения НДС касается не только авто, использовавшихся не менее трех лет, но и всех старых. На самом деле данная пошлина с их стоимости уже уплачена в бюджет при первичной продаже, а в последующем должна начисляться только на сумму торговой наценки. Это соответствует экономической сущности НДС и принципу справедливости налогообложения, заявляют эксперты.
Маловероятно, что с принятием закона подержанные авто подешевеют, считают некоторые специалисты. Налоговая нагрузка всегда перекладывается на потребителя. Когда вы приходите в салон и покупаете машину, вам абсолютно все равно, сколько из уплаченных денег составляет НДС. Поэтому, по мнению экспертов, автодилеры заинтересованы в сохранении цен на том же уровне, а нововведение только позволит увеличить доходность соответствующих сделок за счет повышения торговой наценки и объема продаж.
Законопроект дает определенные преференции тем, кто занимается продвижением машин на рынке. Такое косвенное стимулирование спроса будет осуществляться через налоги. Это хорошая новость для рынка в сегодняшних условиях. И для потребителей, и для дилеров. Почему данную льготу не распространяют на организации, купившие авто в качестве основного «средства производства», например, таксопарки?
– Это попытка избирательно кому-то помочь. Поддержать адресно те компании, по которым ударил кризис, – считает гендиректор «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Идея такая: основные проблемы у производителя. Потребитель может переждать год-два. Поездит на старом автомобиле. Значит, спроса на новые не будет. Таким образом пытаются стимулировать потребление. С таксопарками дело иное. Во-первых, они спрос не создают, поскольку длительно пользуются машинами. Во-вторых, этот очень узкий сегмент рынка услуг, он серьезных проблем пока не испытывает, да и не будет.
В то же время, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России, за 10 месяцев нынешнего года жители страны приобрели 1,78 млн иномарок. Показатель на 36% больше, чем за тот же период 2007-го, однако налицо две серьезные негативные тенденции. Еще месяц назад рост был зафиксирован на отметке 40%. А в октябре впервые с начала года продажи иностранных автомобилей снизились – реализовано на 5,7% меньше, чем в сентябре. И это несмотря на то, что обычно как раз с осени количество подобных сделок увеличивается.
Однако в целом рост по сравнению с октябрем прошлого года составил 9%. Лучше всего по количеству проданных машин ситуация остается у Chevrolet. За 10 месяцев приобретено 199 288 автомобилей этой марки (рост на 32% по сравнению с минувшим годом). На втором месте – корейская Hyundai с 171 497 реализованными машинами (на 53%). Тройку «призеров» замыкает японская Toyota, которая продала за январь–октябрь 162 961 авто (на 34%).
В целом же по «машинному» рынку ситуация такова. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» обнародовало данные, согласно которым в октябре текущего года в России продано 232 тысячи новых «легковушек». Цифра на процент меньше, чем в том же месяце 2007-го. Несмотря на это, положительная динамика пока налицо. По оценкам аналитиков агентства, за 10 месяцев в стране приобретено 2,38 млн новых легковых авто, что на 23% больше, чем в прошлом году.
Причина снижения темпов продаж довольно проста. На фоне серьезных проблем с ликвидностью банки сейчас ужесточают требования по автомобильным кредитам. А так как практически половина машин сегодня приобретается с помощью таких займов, объемы продаж падают. Хотя вполне возможно, что серьезного снижения не будет. Ведь автомобиль весь срок выплат по кредиту находится в залоге у банка и является вполне ликвидным имуществом, которое может быть реализовано в случае проблем у заемщика.
Тем не менее, возможно, что падение продаж продолжится и в ближайшие месяцы, хотя многие дилеры в качестве превентивной меры уже снизили цены на ряд самых популярных моделей иномарок.
Так, в связи с полномасштабным началом выпуска в России Toyota Camry последняя подешевела примерно на 10%. Теперь в автосалонах официальных дилеров марки эту машину бизнес-класса можно приобрести за сумму от 790 тыс. рублей. На 10–15% сократилась стоимость популярных моделей Mitsubishi, а основной дистрибутор Citroen в нашей стране объявил о снижении цен на весь модельный ряд с 20 октября до 31 декабря. Оно составит от 20 до 150 тыс. рублей, или 5–15%.
Что же ждет отечественный авторынок по итогам 2008-го? Аналитики «АВТОСТАТа» считают: за уходящий год будет реализовано 2,85 млн машин. Это на 18% больше, чем в 2007-м. Доля продаж иномарок вырастет до 75%. Емкость авторынка в денежном выражении составит около 70 млрд долларов. Однако уже в следующем году агентство не исключает падения продаж на 10–15% в качестве реакции на обострение ситуации в экономике страны.
Масштабность проблем со сбытом разные аналитики оценивают неодинаково. Так, по сводной информации ИА «Финмаркет», ранний прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса предусматривал рост продаж в 2008 году более чем до 3 млн машин, в PricewaterhouseCoopers называли цифру в 3,6–3,8 млн, в Объединении автопроизводителей страны – 3,3 млн.