Поиск:


Гарантия на перспективу
В последнее время Правительство страны уделяет особое внимание совершенствованию транспортного комплекса. По мнению премьер-министра Владимира Путина, для России с ее огромной территорией современная транспортная инфраструктура – поистине дорога в будущее. Это имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному развитию. Так заявил Путин во время рабочей поездки в Красноярск. Состоявшееся недавно расширенное заседание коллегии министерства по развитию транспортного комплекса Саратовской области все эти проблемы тщательно проанализировало с учетом особенностей региона.

Было высказано много полезных предложений, способствующих разработке комплексных программ совершенствования пригородного и городского пассажирского автотранспорта. Подобные документы помогут развитию механизмов государственно-частного партнерства. Оно, по мнению премьера, должно быть реально привлекательным и выгодным не только для государства, но и для тех, кто вкладывает свои ресурсы и создает при этом гарантию на перспективу.
Однако отдельные высказывания участников заседания вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, 90% перевозок в Саратове осуществляется предпринимателями, имеющими от одного до пяти автобусов. Президент Дмитрий Медведев потребовал активно поддерживать малый и средний бизнес. Но почему тогда предлагается мелких индивидуальных предпринимателей не допускать на городские маршруты? Получается, не надо брать в расчет и антимонопольное законодательство, и положение о лицензировании пассажирских перевозок?
Конкурс перевозчиков – это, видимо, самый больной вопрос. Отсюда и стремление «вскрыть всю подноготную». Но не надо забывать, что Саратов один из первых российских городов, где начали применять конкурсную систему перевозок, то есть равные условия для кандидатов-конкурентов. Здесь пройден немалый путь проб и ошибок, накопился опыт. Соответственно, требования к конкурсантам повышенные. И все-же нет-нет, да и слышатся не подкрепленные конкретными фактами высказывания: мол, чтобы попасть на хороший маршрут, надо кому-то заплатить. Обвинение явно голословное. Если бы такого рода факты действительно вскрылись, шум был бы уже на всю Ивановскую. Конкурс для того и проводится, чтобы пресечь подобные сплетни и слухи. Именно он позволяет уйти от всякого рода злоупотреблений, установить четкий порядок. Это – гарантия на перспективу. Любой маршрут может стать выгодным, и на нем будет порядок, когда появится профессиональный перевозчик. И это определяет все тот же конкурс.
Однако нельзя замалчивать реальные проблемы, например, связанные с получением лицензий и лицензионных карточек для перевозчиков. До последнего времени эти документы, в нарушение закона, давали на год (хотя надо на пять лет). Не имея лицензии, индивидуальный предприниматель не может поставить машину для перевозки пассажиров на учет. Это важнейшее условие для получения «желтых номеров». С «белыми» возить пассажиров на маршруте не полагается. Правила есть правила, с ними не поспоришь.
Чтобы выйти из положения, перевозчик вынужден оформлять на машину «белый» номер. ГИБДД этому не препятствует. «Стопор», как утверждают водители, возникает на уровне Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН). Перевозчики проводят в коридорах этой организации помногу дней. Но выдача лицензионной карточки затягивается под различными предлогами. А после ее получения могут кому-то позволить ездить и с белыми номерами. По выражению Дмитрия Медведева, это называется «кошмарить». В результате водители даже увольняются. Маршруты оголяются, но ведь пассажирам всего этого не разъяснишь, да их подобные проблемы и не должны касаться.
Справедливости ради отметим: в последнее время закрылся ряд маршрутов, на многих не хватает водителей, из-за того что действующие тарифы не позволяют восполнить расходы на горючее, ремонт, энергозатраты и т.д. Кто же согласится работать в ущерб себе? Нет таких перевозчиков, которые бы не поднимали тему об упорядочении тарифных планов, приведении их в соответствие с нынешними реалиями. Но это зависит отнюдь не от рядовых исполнителей.
К сожалению, на перевозчиков порой «сгружают» все что ни попадя. Звучит обвинение: останавливаются, где хотят. Но маршрутные такси согласно действующим нормам посадку и высадку пассажиров осуществляют по их требованию, разумеется, не нарушая правил дорожного движения.
Порой в полемическом задоре приводились не совсем точные цифры. Здесь тоже надо быть внимательнее. Так, один из выступавших заявил, что город забит транспортом сверх всякой меры. На линии выходят ежедневно до 1500 машин. На конечных остановках скапливается до 30 маршруток. Кто будет спорить? Но скорее вопрос не только в том, что улицы забиты транспортом, а в том насколько, рационально организован его поток (с учетом стоянок в центре города и т.д.). И речь идет не о 1500 машин, по плану выпуска максимум – 1300. Это против 1600, которые выпускали два года назад. Уменьшение числа транспортных средств – тоже палка о двух концах, особенно когда звучат просьбы: добавьте автотранспорта, мы не можем уехать.
Администрация Саратова (в которую нередко летят камушки) в тесном контакте с областными органами власти последовательно решает очень непростую проблему перевозки пассажиров по регулируемым тарифам с соблюдением установленных льгот. Приобретается новый подвижной состав, исполняется муниципальная программа развития уличной дорожной сети и общественного транспорта. Кстати, положение об организации транспортного обслуживания населения подготовлено рабочей группой городских депутатов, администрацией, а также практически всеми крупными и мелкими перевозчиками. Такая совместная последовательная деятельность непременно даст отдачу и весомый результат. Так что «сгружать» все огрехи в работе транспорта на городские власти и перевозчиков не совсем корректно.
Разумеется, нерешенных вопросов хватает. Это и задержка с проведением конкурса, и ряд других проблем. Их, что ни говори, надо решать сообща и кардинально – опираясь на значительные возможности администрации города, вместе с ГИБДД и тем же УГАДН. А не зацикливаться на поиске «виновных», приходя при этом к скоропалительным выводам. Например, звучит утверждение: мол, неблагоприятная обстановка сложилась в Саратове, где срок действия «итогов» конкурса закончился в марте 2008 года, и значит, уже семь месяцев все перевозки в городе осуществляются незаконно. Последнее явно неверно. Абсолютно со всеми перевозчиками заключены договоры, которые неукоснительно исполняются.
Сейчас можно уверенно сказать: при активном содействии регионального минтранса, других областных и городских структур создаются реальные предпосылки для совершенствования пассажирского транспорта в Саратове в ближайшей перспективе. Вполне логично, что при этом скрещиваются различные мнения, порой противоречивые. Здесь важно отделить зерна от плевел. И можно не сомневаться – толк будет.

28 ноября в ТПП Саратовской области состоится заседание гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Положение «Об организации пассажирских перевозок в г. Саратове». Все, кому интересна тема заседания гильдии, могут принять в ней участие.
Алексей ПРОХОРОВ
2008-12-01


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007