Поиск:


Снижение налога на прибыль всех проблем не решит
Он с 1 января 2009 года уменьшается с 24 до 20%. Это и другие предложения премьер-министра Владимира Путина по оптимизации Налогового кодекса, высказанные на съезде «Единой России», поддержала Государственная Дума. 21 ноября в третьем чтении парламентарии приняли закон «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Сокращение налога на прибыль позиционируется как новая антикризисная мера, однако речь об этом велась еще в 2007 году. В принципе, поправка была запланирована давно, но кризис заставил правительство пересмотреть некоторые нюансы. Например, по первоначальному варианту снижение больно бы ударило по бюджетам субъектов федерации.
Сейчас ставка налога делится на две части – 6,5% пополняют российскую казну, 17,5% –бюджеты регионов. Ранее планировалось, что изменение коснется именно субъектов РФ. Согласно принятой редакции сокращение произойдет за счет федеральной части платежа. То есть налоговые поступления в бюджет страны от прибыли уменьшаются до 2,5%.
По данной пошлине Владимир Путин обязал Госдуму изменить не только ставку, но и порядок расчета. Сейчас крупный бизнес в основном вносит налог авансовым методом – исходя из дохода за предыдущий квартал. Даже если фактически в октябре компания получила убыток, платить все равно надо. Премьер предложил поправку в НК, позволяющую предприятиям не отчислять налог с «бумажной» прибыли.
– Таким образом, бизнесу не придется заниматься бесплатным кредитованием государства, – пояснил Путин.
Кстати, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, в 2009 году тоже могут рассчитывать на снижение нагрузки. Премьер предложил разрешить регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», уменьшать ставку вплоть до 5%.
Сразу после обнародования все инициативы Владимира Путина в виде депутатских поправок были внесены в готовившийся ко второму чтению законопроект о налоговом администрировании. Затем новации одобрил бюджетный комитет Госдумы, и их приняли сразу во втором и третьем чтениях.
Сейчас для российской казны налог на прибыль – третий по значимости. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам первой половины 2008 года составила 18% (НДПИ – 36%, НДС – 31%). Несмотря на это, вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин поддержал столь внушительное сокращение поступлений в казну:
– Это меры антициклической политики. Когда ухудшается мировая конъюнктура, нужно поддержать свой реальный сектор, поэтому сейчас снижение налогов я считаю вполне своевременным.
Хотя министерство ранее предлагало снижать налог на прибыль в качестве альтернативы сокращению ставки НДС, с началом кризиса ведомство твердо придерживалось позиции, что резервов для уменьшения фискального бремени нет. При этом Кудрин признал: в 2009 году бюджет не только лишится профицита, но и, возможно, будет исполнен с дефицитом в пределах 1%.
Однако Минфину пришлось не только смириться со снижением налога на прибыль, но и согласиться с другими антикризисными инициативами, предложенными большей частью Министерством экономического развития.
По данным ФНС, поступления в бюджет от этой пошлины впервые в нынешнем году обогнали сборы по сырьевым налогам. За девять месяцев 2008-го «прибыльные» отчисления, по данным фискалов, составили 603,7 млрд рублей. При этом такие суммы выросли в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом минувшего. Однако эксперты полагают, что сокращение ставки налога на прибыль может лучше стимулировать экономический рост в России.
Кроме того, принятые меры позволят компенсировать большую часть увеличения налоговой нагрузки, возникающего из-за запланированного на 2010 год резкого роста социальных платежей. Ведь выпадающие из-за снижения «прибыльной» пошлины доходы составят 400 млрд рублей, от сокращения налога на малый бизнес –13 млрд, от утроения амортизационной премии – 100 млрд, от удвоения размера налогового вычета для физических лиц – около 44 млрд. Таким образом, суммарное выпадение доходов для бюджетов в 2009 году достигнет 556 млрд рублей, или 1,1% ВВП. В свою очередь, замена единого соцналога страховыми платежами увеличит нагрузку на бизнес на 1,7-1,8% ВВП, то есть примерно на 900 млрд.
При этом вопрос об оптимизации налоговой системы по-прежнему остается открытым. В апреле будущего года правительство планирует вернуться к рассмотрению проблемы. Внимания требует и вопрос о снижении ставки НДС, который был отложен как раз до 2009 года. Хотя за принятие такой меры выступали и представители российского бизнеса, испытывающего дефицит ликвидности из-за мирового финансового кризиса.

Людмила ГОРБАЧЕВА, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита СГСЭУ, председатель гильдии бухгалтеров и аудиторов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
– Я считаю, что сокращение налога на прибыль – положительный момент для работы предприятий, поскольку означает вложение средств в реальную экономику, позволит сейчас инвестировать эти деньги в производство, продукцию, расплачиваться с поставщиками наличными. Тем более что в условиях кризиса поставщики будут, скорее всего, требовать предоплату. Сегодня использование кредитов очень ограничено, банки либо вообще не предоставляют займов, либо кредитуют мало и под большой процент. А та прибыль, которую поправка в Налоговый кодекс оставит в руках предпринимателей, возможно, позволит обходиться без ссуд.


Игорь МИХАЙЛОВ, директор ООО «Медуница», председатель гильдии фармацевтов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
– С 1 января 2009 года аптечные сети, в штате которых более 100 человек, должны начать работу по общей системе налогообложения. Это не самый лучший для нас вариант, поскольку данный бизнес не так уж и прибылен, как может показаться на первый взгляд. Рентабельность многих аптечных предприятий по результатам 2007 года – от отрицательной до 3–4 %.
Снижение налога на прибыль, конечно, мера неплохая. Но на самом деле при переходе с ЕНВД на общую систему налогообложения предприниматели больше всего пострадают от налога на добавленную стоимость. Ведь при ЕНВД он не уплачивался. И в количественном выражении один НДС в несколько раз превышает все отчисления при едином налоге на вмененный доход, является самым тяжелым. Также суммарные налоги на заработную плату (единый социальный налог, налоги в пенсионный фонд и в фонд ОМС) вырастают с 14 % при ЕНВД до 26 % при общей системе налогообложения. Если учесть, что размер оплаты труда составляет свыше 50% всех заработанных денег, то разница в 12% приведет к увеличению себестоимости более чем на 6%. И при рентабельности в 3–4 % предприятие просто «уйдет в минус». Компенсировать это можно только повышением розничных цен на лекарства, что в условиях кризиса сделает медикаменты еще менее доступными.
В принципе, если выплачивать все требуемые налоги, то и прибыли как таковой не остается. Поэтому чисто теоретически все равно, какой будет на нее налог. Ведь если прибыли нет – с чего платить?
Конечно, для более доходных сфер производства, торговли или услуг хорошо, что такая льгота появилась. Но в нашем секторе она проблему не решит. Видимо, учитывая это, премьер-министр Владимир Путин утвердил план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. В частности, уже в ноябре 2008-го должны были подготовить проект федерального закона, предусматривающий отсрочку на два года положений пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса, предполагающих ограничение на перевод организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату ЕНДВ в отношении аптечных сетей. Если обещание выполнят – это будет удивительно хорошо.
Инна КАРЕНИНА
2008-12-01


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007