Завершился V областной смотр-конкурс по охране труда. Награждение организаций прошло на одноименной межведомственной комиссии при региональном правительстве. Победителем конкурса среди промышленных предприятий губернии признано ОАО «Нефтемаш-САПКОН» (генеральный директор – Федор Шимчук).
О том, как заводу удается сохранять традиции и при этом обновлять производственную базу, создавая достойные условия труда для рабочих, корреспонденту «НВ» рассказал начальник отдела промышленной безопасности предприятия Роман Мельников.
Роман Мельников – начальник отдела промышленной безопасности предприятия
– Роман Александрович, вы предполагали, что завод может одержать победу в этом конкурсе?
– Для нас это было приятной неожиданностью. Не из-за того, что мы не заслужили этой победы, а потому, что в Саратове есть более крупные градообразующие предприятия. Тем не менее мы благодарны организаторам конкурса, которые сочли созданные на нашем производстве условия труда лучшими в области. Одним из главных критериев оценки было количество несчастных случаев и профзаболеваний. Здесь необходимо отметить, что на нашем заводе ежегодно проводится медосмотр сотрудников. В 2007 году на эти цели израсходовано порядка 150 тыс. рублей. По итогам медосмотров за прошлый и текущий год ни одного профзаболевания у рабочих выявлено не было. Несчастных случаев на предприятии также не зафиксировано.
– У ОАО «Нефтемаш-САПКОН» все же не менее богатая история, чем у других градообразующих предприятий Саратова…
– Вы правы. Предприятие было основано в 1926 году. В сентябре прошлого года мы праздновали 80-летний юбилей. Главное, что при акционировании удалось сохранить коллектив и профиль предприятия. В настоящее время выпускаем более 300 видов продукции машиностроительной отрасли (заказчиками являются «Лукойл», «Газпром», «Транс-нефть» и т.д.,– авт.), аттестовали свою систему качества, на нашей базе проходят обучение специалисты с других предприятий. На заводе трудятся порядка 850 человек, большая часть которых, естественно, имеют рабочие специальности. С последними, кстати, в Саратове большой дефицит. Хороших токарей, фрезеровщиков практически не осталось. Эти специальности были утрачены в свое время вместе с престижем рабочей профессии. Поэтому мы дорожим своими специалистами и поддерживаем тесные связи с рядом профессиональных учебных заведений города, такими, например, как колледж им. Гагарина, техникум им. Яблочкова. Сотрудничаем с ПУ, берем ребят на практику с последующим трудоустройством на предприятии. Средняя зарплата на заводе составляет 8,5–9 тыс. рублей. Это выше, чем в среднем по Саратову. Но, конечно, хотелось бы большего. Однако увеличить ее пока объективно не позволяют огромные затраты предприятия на энергоносители, тарифы на которые постоянно растут.
– Рабочих ОАО «Нефтемаш-САПКОН» можно узнать по форменной одежде с логотипом завода.
–Действительно, около 400 наших сотрудников рабочих специальностей полностью обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (комбинезон, кожаные ботинки, перчатки, очки, респиратор, шумоизоляционные наушники и т.д.), а занятые на вредном производстве получают молоко. Затраты предприятия только на спецодежду в этом году составили около 700 тыс. рублей. Кроме того, в 2007 году нам удалось обновить большую часть оборудования. В частности, израсходовано порядка 7 млн. рублей на приобретение новых сварочных аппаратов. Мы закупили современные немецкие полуавтоматы. До конца года планируем приобрести еще три станка.
Более 150 тыс. рублей было затрачено на улучшение освещения на предприятии. Вложены огромные средства в ремонт бытовых помещений. Проводим активную пропаганду по охране труда, конкурсы – как профессиональные, так и на лучшее содержание рабочих мест. В виде поощрения увеличиваем фонд заработной платы.
– Какое место в формировании системы охраны труда на предприятии отводится аттестации рабочих мест?
– В этом году мы повторно проводим аттестацию рабочих мест по условиям труда как своими силами, так и с привлечением сторонних организаций. На базе завода есть химическая лаборатория, аттестованная на проведение замеров: анализа воздуха, напряженности трудового процесса, освещенности, электромагнитного излучения и др. факторов. По итогам аттестации устанавливается компенсация за вредность (процентная доплата, дополнительный отпуск, оформление документации на выдачу молока). Ее результатом также является назначение льготного пенсионного обеспечения для сотрудников, трудившихся на вредных видах работ (таких, например, как сварочные). В этом году на проведение аттестации затрачено более 500 тыс. рублей.
– Сегодня большое внимание уделяется экологической безопасности производств. Как выглядит на этом фоне ОАО «Нефтемаш-САПКОН»?
– На предприятии есть отдельный сектор экологии, который занимается данным вопросом. Превышений по предельно допустимым нормам выбросов на заводе нет. Наша лаборатория регулярно проводит анализ сточных вод, выбросов в атмосферу. Осуществляется инвентаризация промышленных отходов, в случае необходимости заключаются договоры на их утилизацию, все очистные установки аттестованы. На этой неделе представителями Роспотребнадзора проводилась проверка лаборатории неразрушающего контроля на ионизирующее излучение, химической лаборатории, общих условий по санитарно-эпидемиологическому состоянию производства. Серьезных замечаний сделано не было.
– Саратовская область участвует в Проекте Европейского Союза «Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности». У вас была возможность познакомиться с отличительными особенностями законодательства об охране труда стран Евросоюза, сравнить российский и европейский подходы. Есть ли между ними принципиальная разница и какой, по вашему мнению, более эффективен?
– В рамках данного проекта на ОАО «Нефтемаш-САПКОН» приезжал специалист из Германии, который познакомил нас с практическим опытом оценки рисков на производстве по европейской методике. На мой взгляд, в этой методике исследуются факторы, не сильно влияющие на здоровье человека. То есть европейцы могут сделать замечание, например, по состоянию выщербленности полов на производстве, и в то же время не учесть чистоту воздуха рабочей зоны. В целом, если сравнивать нашу и зарубежную нормативную базу, европейская – более мягкая. В их «директивах» фигурируют всего порядка восьми критериев, причем достаточно размытых. То есть в документе продекларировано, что в рабочем помещении должно иметься окно, быть тепло, сухо и т.п. При этом не прописывается компенсация за работу во вредных условиях, не оговаривается ни высота потолков, ни освещение и т.п. Российские правила более жестко регламентируют эти нормы, и любое отклонение от них является нарушением, которому сразу присваивается класс опасности. То есть в отечественном законодательстве нормы прописаны четче. Вследствие чего возникает резонный вопрос: нашу законодательную базу сближать с европейской или европейскую с российской?
Еще одна немаловажная деталь: в Европе всю ответственность за несчастный случай на производстве несут профсоюзы, у нас – предприятие. Что лучше, достаточно спорно. В России большое разнообразие форм собственности производств, поэтому нередко профсоюзы рычагов воздействия на работодателей практически не имеют. Для нашей страны, по крайней мере на сегодняшний день, предпочтительнее существующая модель, когда всю ответственность за безопасность труда берет на себя предприятие.
– Работать на ОАО «Нефтемаш-САПКОН» всегда считалось престижным. За счет каких факторов удается удерживать эту высокую планку?
– О многих из них уже было сказано выше. Добавлю лишь, что у предприятия есть своя собственная столовая (завод оплачивает рабочим 50% стоимости горячего комплексного обеда, – авт.), сохранена турбаза, где сотрудники могут отдохнуть, подлечиться, провести отпуск с семьей. Недавно сдана в эксплуатацию вторая очередь жилого дома, которая поможет заводчанам улучшить свои жилищные условия. При предприятии есть детский садик «Светлячок», считающийся одним из лучших в Саратове. Рабочие платят лишь 30%, остальную часть платы за содержание детей в дошкольном учреждении вносит завод. Все эти услуги входят в соцпакет, который предоставляет ОАО «Нефтемаш-САПКОН» своим сотрудникам. Кроме того, мы заключаем с рабочими договор добровольного медицинского страхования, который позволяет им делать дорогостоящие операции. Были случаи, когда предприятие оплачивало сотрудникам операции на сердце и других органах, лазерную коррекцию зрения. Одно из преимуществ нашего ОАО – это коллективный договор, в котором прописано все: от сроков выплаты зарплаты до положения о выдаче спецодежды, молока. Так что наши заводчане в завтрашнем дне уверены.
– Роман Александрович, а какова, на ваш взгляд, роль человеческого фактора в развитии системы охраны труда на производстве?
– Наверное, все-таки этот фактор надо поставить на первое место. Многое зависит от самого человека. Какие бы комфортные условия труда ни создавало предприятие, если сотрудник не изменит свой менталитет, не будет ставить на первое место жизнь окружающих и свою, избежать несчастных случаев и травматизма на производстве не удастся. Если говорить о системе охраны труда в общем, на ОАО «Нефтемаш-САПКОН» таких проблем, к счастью, нет.