Поиск:


К Российско-Казахстанскому проекту планируют привлечь Китай
Международный проект по созданию торгового, выставочного, транспортно-логистического центра «Озинки»(ТВ ТЛЦ) и торгово-логистического центра «Таскала»(ТЛЦ) прошел так называемый нулевой уровень и вышел на стадию «start up». «НВ» заинтересовались, не отложат ли реализацию программы на некоторое время в связи с мировым финансовым кризисом. На этот и многие другие вопросы ответил координатор проекта – генеральный директор ООО «Транспортный логистический центр Саратовской области» Людмила Калинина.
– Сейчас участники со стороны Казахстана и России наметили мероприятия по созданию ТВ ТЛЦ на 2008–2010 годы. Наша компания определена координатором российской части проекта, НК СПК «Батыс» (госкорпорация) – казахстанским куратором. Между предприятиями заключен договор.
Поэтому можно сказать, что мы находимся только в начальной стадии реализации проекта. Несмотря на пока еще рисковой этап, не думаю, что кризис может повлиять как-то негативно на дальнейшее развитие ТВ ТЛЦ. Но я, конечно, не исключаю вероятности того, что время рассчитанной на 1,5 года реализации первого этапа по развитию железнодорожной составляющей транспортного блока увеличится до двух лет. Это совсем не значит, что в связи с кризисом произойдет «заморозка» проекта, просто его осуществление выйдет за рамки предусмотренных нами ранее сроков. И другая немаловажная составляющая, которая возможно, способна защитить ТВ ТЛЦ от колебаний, связанных с кризисом, – это участие в международном проекте регионов сразу двух государств и госкорпораций со своим капиталом.

– Хорошо известно, что реализация этого проекта предполагает вливание в него как государственного, так и частного капитала. Каким образом будет распределяться прибыль между всеми участниками программы?
– Сразу хочу отметить, что это очень важный вопрос, и не так давно проблема обсуждалась в рамках круглого стола в Государственной Думе. В нем участвовали в том числе представители нашей компании и министр инвестиционной политики области Кирилл Семенов. Был рассмотрен вопрос о необходимости и востребованности законопроекта о государственно-частном партнерстве, который бы регулировал правоотношения государства и частного предпринимательства при реализации подобных ТВ ТЛЦ проектов. Дело в том, что когда государство становится одним из сособственников конкретного проекта, остальным акционерам распоряжаться своей долей в имуществе не так-то просто. Единственный нормативно-правовой акт, относительно подробно учитывающий эту проблематику, – закон о концессии. Остальные формы сотрудничества если даже и существуют, то в них слишком много белых пятен. Некоторые субъекты РФ, например, устранили их самостоятельно. Например, при возведении международного порта в Санкт-Петербурге был также задействован государственный и частный капитал. Так вот, в течение определенного времени строительство не начиналось из-за того, что в правовом поле было слишком много «белых пятен», связанных с государственно-частным партнерством.
У исполнительной и законодательной ветвей власти Саратовской области есть понимание того, что в нашем регионе также необходимо исправить правовое поле в этом отношении. Правда, устранение невнятных формулировок из некоторых законов займет определенное время. Мы же будем параллельно этому процессу заниматься подготовкой проектной документации. Надо признаться, что на данный момент казахстанские партнеры самостоятельно продвинулись дальше нас по некоторым вопросам в проекте. Более быстрым темпам их работы способствовало уже готовое правовое поле Казахстана, учитывающее интересы всех сторон. Но главное, что между нами налажено деловое сотрудничество и в договоре закреплено взаимопроникновение в проектах. То есть казахстанская сторона имеет право участвовать в реализации инвестиционного блока в российской части программы и наоборот. Просто конкуренция на границе была бы гибельной для проекта. Сотрудничество же позволяет привлекать наиболее выгодные составляющие как с одной, так и с другой стороны.
Хочу отметить, стоимость возведения подобных объектов составляет в среднем 900 долларов за квадратный метр. Это усредненный показатель, так как понятно, что у каждого участка есть своя специфика. Проект по строительству ТВ ТЛЦ обойдется в сумму порядка 400–500 долларов за квадратный метр. Низкая цена объясняется тем, что, помимо денежного финансирования с обеих сторон, будут и другие формы участия. Например, Россия сможет поставлять цемент, а Казахстан – дешевый и качественный металл. Кстати, предварительная договоренность с одним из предприятий уже есть.

– Расскажите о планах, которые вы намерены реализовать в рамках следующего этапа.
– Задача на этот и будущий год – подготовить бизнес-план, проектно-сметную документацию и осуществить все расчеты. Такие документы делаются в среднем не менее полугода, а в нашем случае, я думаю, этот процесс займет около года. Проектная документация имеет большую сложность, чем просто профессиональная документация, пригодная к реализации. В данном случае она должна не только отвечать частным интересам, но и соответствовать транспортной стратегии развития обеих стран. При этом необходимо подготовить все документы в комплексе, так как теперь инвестиционный фонд перестает принимать к рассмотрению только проектную документацию. Необходима и сметная, позволяющая приступить уже к этапу строительства. На этот год также было запланировано подписание предварительных договоров с банками, но в связи с тем, что все переговоры осуществлялись еще до кризиса, наши предложения придется сформулировать заново. Со своей стороны, банки попросили максимально детализировать предложение, то есть прописать внутри одного модуля все составляющие, чтобы было понятно, какие этапы необходимо финансировать. До этого такая подробность на первоначальном этапе не требовалась. Таким образом, финансовые структуры хотят максимальной прозрачности и большей достоверности. Могу с уверенностью сказать единственное: приоритет будет отдан банкам с участием государственного капитала, но каким именно, говорить пока преждевременно. Основные переговоры с системообразующими банками, кроме нас, также вело правительство области. Ряду кредитных организаций были отправлены официальные письма с предложением участвовать в проекте. Согласно международному рейтингу заемщиков, участие государства понижает инвестиционную привлекательность того или иного проекта до 3-й категории, что увеличивает стоимость привлекаемых ресурсов. Но при этом для российских и казахстанских банков государственное партнерство в программе – показатель ее надежности.

– Удастся ли привлечь к проекту российских монополистов?
– Участие в проекте таких компаний, как ОАО «Газпром» или ОАО «РЖД», только повышает его рейтинг и свидетельствует о его стабильности. Здесь мнение российских и зарубежных банков единодушно. Это и понятно, так как названные компании и другие им подобные являются своего рода российскими основными голубыми фишками. На сегодняшний день позиция по проекту у этих предприятий сформулирована так: ОАО «РЖД» обозначило свой интерес к проекту в соглашении о сотрудничестве, заключенному с правительством области; ОАО «Казакстан темiр жолы» на своем официальном сайте указывает пос. Озинки как важный элемент в своих маршрутах, причем со ссылкой на ЭСКАТО ООН. Поэтому, мне кажется, данные компании – наши союзники при реализации проекта. Также среди активных участников программы мне хочется упомянуть население Озинского района, глав районной администрации и самого муниципального образования. Конечно, я говорю не о финансовом участии, но их поддержка и активная позиция неоднократно высоко оценивались нашими партнерами. А еще у нас есть один важный вопрос, к которому придется отнестись очень серьезно: мы намерены начать переговоры с Китаем, так как большая часть грузов через границу Казахстана и России будет идти из КНР. Несколько раз к нам обращался Российско-Китайский деловой совет с просьбой вынести проект ТВ ТЛЦ на обсуждение. Но пока с нашей стороны конкретных шагов не было сделано. И этот факт связан в том числе с нашей нерасторопностью. Например, в прошлом году на выставке в Каннах к нам подходили партнеры из Китая и оставляли информацию о себе с просьбой выйти на диалог. Тогда мы этим не воспользовались – посчитали, что рано. В нынешнем году планируем устранить такой пробел, тем более что китайская сторона несколько раз уже ясно и конкретно намекнула на готовность к сотрудничеству. Надеюсь, в этом случае нам окажет содействие ТПП Саратовской области. Надо отметить, что ранее Торгово-промышленные палаты России и Казахстана выразили готовность провести экспертизу нашего бизнес-плана и проекта. Жаль, что пока мнение зарубежных консультантов для Инвестиционного фонда России более важно, чем позиция ТПП РФ. Но, думаю, их потенциал для нашего проекта в любом случае очень высок.
Марина ПЕТРОВА
2008-11-24


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007