Поиск:


Топливные «ножницы»
Парадокс, который в России встречается не в первый раз: стоимость нефти в мире падает, внутренние цены на бензин чуть ли не растут. Понятно, что сырьевые монополисты не намерены дальше поступаться финансовыми интересами, потеряв долю прибыли в период кризиса. Да и внутренний спрос, несмотря на него, стабильно растет вместе с увеличением российского автопарка.

По статистике в стране наблюдается самая слабая зависимость между снижением оптовых и розничных цен. Так, первые – на бензин – с 3 сентября по 3 октября в США упали на 20%, в Евросоюзе – на 14%, в России – на 5%. При этом розничные цены – на 9, 4 и 1% соответственно. По дизельному топливу ситуация такая: оптовая стоимость за неделю – с 26 сентября по 3 октября – в Америке, Евросоюзе и России уменьшилась на 13, 10 и 1%. В результате «дизель» в розницу в США подешевел на 2%, в ЕС – на 6%, а в нашей стране – подорожал на 2%. Между тем в Федеральной антимонопольной службе заявляют: сейчас отсутствуют какие-либо основания, препятствующие нефтяным компаниям снижать оптовые цены по всей номенклатуре продукции, что должно привести и к сокращению розничных.
Именно поэтому глава ФАС Игорь Артемьев на прошлой неделе предупредил нефтяников: если они не уменьшат стоимость нефтепродуктов внутри страны, службе придется возбуждать новые дела по признакам злоупотреблений доминирующим положением на рынке или по факту картельного сговора. Соответствующие уведомления направлены крупнейшим предприятиям отрасли: ЛУКОЙЛу, Газпромнефти, ТНК-BP, Роснефти, Сургутнефтегазу, НК «Альянс» и «Татнефти». Статистика на стороне ФАС.
– Мы провели анализ и требуем адекватного снижения цен, – говорит Игорь Артемьев. По его мнению, справедливая стоимость на внутреннем рынке, традиционно рассчитываемая как мировая цена на нефть минус экспортная пошлина, касается только ситуаций, когда пошлины стабильны. Однако 1 октября их резко снизили – более чем на $100 с тонны по сравнению с расчетным значением.
– У нефтяных компаний есть возможность добровольно уменьшить цены – или им придется это сделать после рассмотрения дел, – сообщил руководитель Федеральной антимонопольной службы.
На то, чтобы исправить ситуацию, глава ФАС дал предприятиям от 7 до 10 дней.
Итак, осенью произошло небольшое снижение розничных цен на нефтепродукты, на несколько тысяч рублей подешевела тонна в оптовой торговле. Однако, как отмечают аналитики, стоимость «черного золота» на внутреннем рынке за тот же период упала более чем на 40%. Куда же девается разница?
Президент областной ассоциации предприятий по торговле нефтепродуктами «АСТОРН-99» Александр Елистратов утверждает: разница между себестоимостью и ценой бензина (маржа) на АЗС мелких независимых производителей – порядка 8–14% с литра. При этом, по его данным, заправки ТНК-BP получают топливо на 20–30% дешевле. Но и положение независимых производителей теперь лучше, чем в период высоких цен сырья. То есть основная прибыль с летнего удорожания бензина доставалась монополистам, а из теперешнего падения оптовой стоимости выгоду извлекают все розничные торговцы. В плюсе остается и Саратовский НПЗ после 40-процентного снижения цен на поставки нефти.
По мнению экспертов, до 25% в себестоимости бензина приходится на добычу и переработку сырья. Если средняя рентабельность продаж топлива Саратовского НПЗ в прошлом году была на уровне 30%, теперь она должна соответственно возрасти. Еще 30–50% накручивают розничные трейдеры.
Однако, если сравнивать с Европой, наши переработчики сталкиваются с существенными трудностями. Например, проводимая модернизация НПЗ. Из тонны нефти в России получают в два раза меньше бензина, чем на Западе. В итоге получается, что экспорт в РФ сырья становится рентабельнее производства конечного продукта, и внутреннее предложение бензина сокращается. К тому же парк легковых машин в стране ежегодно растет, а половине автомобилей АИ-92 не очень-то подходит. С 1 января 2009 года страна переходит на новые европейские стандарты производства бензина, что требует от переработчиков комплексной модернизации основных фондов и значит – огромных затрат. Саратовский НПЗ, по заявлениям собственников, будет вовремя готов к переходу на «евробензин». Но очевидно, что эта модернизация осуществляется за счет автовладельцев и ее цена вложена в стоимость топлива.
Есть и другие причины. Производители считают, что розничные цены на топливо в России не будут снижаться до тих пор, пока правительство не сократит налоги на добычу нефти, и падение стоимости на мировых биржах не сможет кардинально изменить ситуацию. По утверждениям российских экспертов, цена литра бензина, равная 23 рублям, включает 10, потраченных на его добычу, и 13 рублей налоговых платежей. Кроме того, «независимые автозаправочные станции» в течение летнего сезона практически не получали прибыли. Их маржа составляла 70 копеек с литра топлива А-92, а в некоторых случаях доход вообще равнялся нулю. По мнению московского эксперта Алексея Колташова, нынешняя налоговая система подходит только для растущего нефтяного рынка. Если избавиться от зависимости налога на добычу полезных ископаемых от мировых цен на «черное золото», можно рассчитывать на снижение розничных ставок.
К мнению Колташова присоединилась и Торгово-промышленная палата России. В ТПП выразили несогласие с принятием 5 сентября технического регламента, согласно которому с 1 января 2009 года в стране запрещается производство 92-го бензина и прописаны сроки перехода нефтеперерабатывающих заводов на выпуск экологичного топлива. Эксперты палаты отмечают: в документе механически скопированы европейские нормы, однако российские производители не готовы полностью выполнить данные требования вовремя.
Ради объективности отметим, что за август-ноябрь этого года ТНК-BP уже восемь раз снижала цены на бензин и дизтопливо, реализуемые через розничную сеть своих АЗС.
– Так, за период с 27 октября по 6 ноября стоимость литра АИ-95 на АЗС ТНК уменьшилась на рубль 10 копеек, АИ-92 и АИ-80 – 1 рубль 30, ДТ – на 1 рубль 50, – уточнили в пресс-службе компании. – За это время цена на различные виды топлива упала от 7 до 20%.
С 5 ноября также подешевели «дизель» и бензин, реализуемые оптом с нефтескладов и нефтебаз дочернего предприятия ТНК-ВР ОАО «Саратовнефтепродукт». Цена тонны дизтоплива снижена на 3 тыс. 500 рублей, а льготная стоимость для сельхозпроизводителей в рамках соглашения между ТНК-ВР и правительством губернии, – на 3 тыс. 900 рублей.
Все это в пресс-службе объясняют «текущей рыночной ситуацией, падением цен на нефть на внутреннем рынке».
В регионе одна из самых низких в Приволжском федеральном округе стоимость топлива, реализуемого в розницу. По АИ-80 губерния занимает 3-е место (дешевле литр 80-го бензина только в Оренбургской и Пензенской областях), по АИ 95 и дизтопливу – 4-е, по АИ 92 – 5-е.
Возвращаясь к ультиматуму ФАС, Игорь Артемьев отметил, что нефтяные компании могли бы снизить эти цены еще на 1,5–2 рубля за литр. Однако наиболее адекватным видится сокращение в общей сложности на 4–5 рубля, раз уж мы являемся страной с рыночной экономикой и согласно все той же рыночной конъюнктуре.
Произойдет это или нет, покажет время. У нефтяников еще есть срок, чтобы снизить цены на бензин на своих автозаправках в соответствии с рыночной ситуацией. В противном случае это придется сделать по решениям судов.
Сергей ВИЛКОВ
2008-11-24


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007