Федор ШИМЧУК,
председатель комитета по экономической безопасности при Торгово-промышленной палате Саратовской области, генеральный директор ОАО «Нефтемаш-САПКОН»
Предпринимательская деятельность невозможна без защищенности ее жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. При этом особое значение имеет обеспечение экономической безопасности, которая является одним из элементов комплексной системы безопасности.
Согласно действующему законодательству и исходя из сложившейся мировой практики, эффективно функционирующая экономика защищает себя конкурентоспособностью товаров на мировом и внутреннем рынках, высокими производительностью труда и финансовыми показателями. Вместе с тем практика демонстрирует наличие ряда существенных внешних угроз безопасности предпринимательства. Среди них за последние годы наиболее ярко проявило себя рейдерство, то есть, по сути, криминальные захваты предприятий. Борьба с недружественными поглощениями должна стать обязанностью государства. Ликвидировать данную и некоторые другие угрозы (несовершенство законодательной базы, деформированность экономики и ее монополизация, наличие коррупционных проявлений со стороны сотрудников многочисленных контрольно-надзорных органов) возможно при изменении политического вектора и экономических условий. На это взял курс президент России Дмитрий Медведев. В таком же направлении работает комитет по экономической безопасности при Торгово-промышленной палате Саратовской области. При этом особое внимание мы сосредоточили на предотвращении криминальных захватов предприятий, борьбе с другими опасными проявлениями.
По мнению экспертов, прибыль рейдерских групп составляет до 1000%. Силовые захваты недвижимости стали не просто выгодным, а сверхприбыльным бизнесом. В нашем областном центре агрессивным действиям экономических мошенников подверглись завод «ЭкспоПУЛ», ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» и другие компании.
В начале этого года рейдеры из соседнего региона попытались захватить один из старейших в Приволжском округе проектно-изыскательский институт для последующей прибыльной продажи по частям. Начали скупать бумаги общества у миноритарных акционеров. Однако после того как рейдерам не удалось законно завладеть предприятием, была разработана и реализована схема его «неправомерного поглощения».
Правительству области и силовикам пришлось действовать «в режиме пожарной команды». Но все усилия сохранить институт оказались тщетными.
Почему захватчикам быстро удается осуществлять свои преступные планы? На заседаниях комитета мы внимательно изучили эту проблему и считаем, что у рейдерства пока не подрублены законодательные и информационные корни. А именно несовершенство федеральных нормативных актов (в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…» неприкрыто заложена возможность недружественных поглощений, почему рейдерам и удается довольно легко завладевать пакетом акций); подкуп чиновников в различных госструктурах; тщательная «промывка мозгов» коллективу с помощью «купленных» СМИ. На положение дел влияет и отсутствие у многих акционеров элементарной правовой культуры.
Как мне кажется, региональная власть обязана провести ревизию всех потенциально «интересных для рейдеров» предприятий и на практике реализовать реальные, довольно простые, но эффективные механизмы защиты от захватчиков.
Не секрет, что снижается участие малого и среднего бизнеса в госзаказе и, соответственно, уменьшается доля в последнем региональных предприятий. Власти обеспокоены этим. Почему такое сокращение происходит?
Часто случается, что в гостендерах побеждает абстрактная модель дышащего на ладан предприятия без собственных активов, которое с грехом пополам выдает сотрудникам зарплату и справляется с налоговым бременем. Не удивительно, что многие компании, приняв участие в этой процедуре, зарекаются предлагать свои услуги впредь. Так, ставя во главу угла стремление любым способом сэкономить бюджетные деньги, государственные структуры по госзаказу невольно дают «зеленый свет» нечистым на руку предпринимателям.
Как навести порядок в системе госзаказа? Во-первых, мне кажется, надо осуществлять мониторинг рыночных цен и на основании этих данных вырабатывать минимальные стоимостные ориентиры, исключающие демпинговые расценки. Кроме того, следует вести тщательную проверку всех предприятий, которые изъявляют желание участвовать в тендере, на предмет своевременного и полного перечисления ими налогов, отсутствия задолженности перед сотрудниками и наличия фиксированных заработков не ниже прожиточного минимума. В свою очередь, установление критериев отбора и создание методики качественной оценки деятельности компаний должны вылиться в процедуру паспортизации фирм. Кроме того, необходимо сообщать через СМИ потребителям об экономически оправданных расценках на конкретные виды работ, допустимых стандартах качества, поскольку информационный вакуум только мешает развитию экономики.