Поиск:


Лицо безопасности
15 ноября 1901 года американец Кинг Кемп Жиллетт запатентовал бритву со сменными лезвиями. Баловень судьбы, создавший с нуля громадную корпорацию, он считал себя неудачником: не переделал мир, хотя и собирался. Однако Жиллетт избавил мужчин от ежедневной пытки – изобрел безопасную бритву. Его станки со сменными лезвиями приучили потребителей к недолговечности вещей, вызвав к жизни одноразовую посуду, одноразовые книги и целую философию «одноразовости». А началось все, как обычно, с долгих и бесплодных попыток разбогатеть.

Кинг родился в январе 1855 года в городке Фонт-дю-Лак в штате Висконсин. Отец будущего изобретателя Джордж Жиллетт тоже мечтал о богатстве. Потому перевез семью в многолюдный Чикаго, где занялся ремонтом швейных машин. Когда в 1871 году все имущество Жиллеттов уничтожил Великий чикагский пожар, отец запил. 16-летнему сыну пришлось стать кормильцем семьи.
Спустя некоторое время Кинг женился и переехал в Бостон, где устроился в компанию Crown Cork & Seal. Ее владелец Уильям Пэйнтер был успешным изобретателем. Именно он придумал, скажем, знакомую нам сегодня пивную пробку с гофрированной кромкой — кроненпробку. Пример оказался заразительным.
«Изобретение нового товара повседневного спроса с непродолжительным сроком использования превратилось для меня в навязчивую идею», – рассказывает Жиллетт. Летним утром 1895 года он обнаружил, что его бритва безнадежно затупилась. Наточить ее могли только в мастерской, а значит, пришлось бы скрести щеки тупым лезвием, держа наготове медикаменты. И вдруг... «Я увидел новую бритву целиком, – вспоминал Кинг. – В одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на них. Я стоял и улыбался, как последний дурак».
Новая бритва должна была выглядеть так: две пластины, между ними – заточенный кусочек стальной ленты (само лезвие) и Т-образная ручка. Сильно порезаться оказывалось невозможным. Когда лезвие затуплялось, его просто требовалось заменить новым. Оставалось воплотить идею в жизнь.
Жилет купил моток стальной ленты для часовых пружин. Но выяснилось, что для лезвий этот материал не годится. Месяцы и годы прошли в бесплодных поисках, на которые Кинг потратил все свои накопления – $25 тыс. Только через шесть лет он встретил выпускника Массачусетского технологического института Уильяма Никерсона, подобравшего нужную марку стали и создавшего станок для заточки лезвий. В 1901 году Жиллетт, Никерсон и двое их приятелей основали Американскую компанию безопасных бритв.
Средств у предприятия не было, но Кинг убедил «пивного короля» Джона Джойса вложить деньги в дело. После начала работы фирму переименовали в «Бритвы Жиллетта», а на ее продукции появился портрет улыбающегося изобретателя.
Новые бритвы стоили $5, а средняя месячная зарплата американца тогда не превышала $100. Не удивительно, что за первый год удалось продать всего 51 изделие. Чтобы спасти семью от голода, Жиллетт вернулся в Cork & Seal и возглавил ее британский филиал. Но уже через год пришел назад – продажи росли с каждым днем. Причина была проста: станки для безопасных лезвий начали реализовывать дешевле себестоимости и даже раздавать даром. Эта стратегия, примененная просто от отчаяния, вошла во все учебники маркетинга как «модель наживки и крючка»: основной продукт продается ниже себестоимости, прибыль делается на «расходниках».
Подсчитано, что изобретение Жиллетта экономит мужчине минимум 20 минут в день, что для ценящих время янки стало решающим доводом. В 1915 году компания продала 450 тыс. бритв и 70 млн лезвий. Ее торжествующий основатель назвал свою бритву «величайшей из мелочей».
Еще одним двигателем этого бизнеса стала Первая мировая война. Мужчинам в форме полагалось выглядеть опрятно, а времени и условий для бритья в окопах не было. Изобретение Жиллетта оказалась идеальным выходом из положения. Родился слоган: «Это должен иметь каждый военный!». Армия США закупила сразу 3,5 млн станков. В результате привычку к сменным лезвиям принесли с фронта домой не только американцы, но и солдаты других наций. В разных странах как грибы вырастали филиалы компании. Прибыли увеличивались, однако наступил роковой 1921 год, когда должен был закончиться 20-летний срок действия патента на безопасную бритву. Жиллетту доносили, что сразу несколько компаний готовы выпускать его изобретение по демпинговым ценам.
Он опередил всех: выбросил на рынок бритву стоимостью $1 – дешевле, чем могли себе позволить конкуренты. Сработала и новая рекламная концепция – бритье как апофеоз мужественности. На плакате «Ты стал взрослым, сынок!» отец торжественно вручал верзиле-сыну безопасный станок. Знаменитый слоган «Жиллетт» – лучше для мужчины нет» появился через четверть века.
По материалам сайтов www.sarbc.ru, www.calend.ru,
www.profile.ru, www.cigarclan.ru, www.biztimes.ru

Даты и люди

14 ноября
1958 год – создан «ГипроНИИгаз».

15 ноября
1932 год – в Саратове состоялась первая городская конференция изобретателей.

17 ноября
1997 год – принят закон Саратовской области «О земле».
Анна Мухина
2008-11-17


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007