Поиск:


Очередь за справкой
Многие из нас не рискуют обращаться в органы государственной власти, чтобы получить справку или разрешение, отдать заявление или претензию, оставить некую просьбу и т.п. Даже прописка по местожительству вызывает у большинства людей приступ паники. А все потому, что процесс получения выдачи у нас ассоциируется с очередями, духотой, хамством госслужащих, убитым временем и попусту потраченными нервами.

Концепция современного государственного аппарата в России такова – чиновник не слуга народа, а вершитель судеб. Если кому-то нужно, например, разрешение на строительство, только по высшей воле человека, обличенного властью, этот документ можно получить.
Такая концепция неверна в корне, считают специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) – организаторы круглого стола по практике внедрения и применения административных регламентов. Мероприятие прошло 12 ноября в областной торгово-промышленной палате. На нем присутствовали представители общественных организаций и члены правительства региона.
Чиновник должен быть прежде всего слугой народа, заявляют организаторы стола. И чтобы стало так, как раз и проводится административная реформа. В частности, согласно данной инициативе все органы исполнительной власти регионов и федеральные структуры должны были разработать и строго следовать регламентам исполнения госфункций и предоставления государственных услуг.
Чем увенчалось это благое намерение, сейчас выясняют специалисты ВШЭ в сотрудничестве с «Аналитическим центром Юрия Левады». В рамках исследования детально проанализированы 80 административных регламентов федеральной исполнительной власти и более 100 подобных документов органов власти субъектов РФ. Проверка велась в 53 регионах страны, в том числе и в Саратовской области.
По словам руководителя отдела социокультурных исследований «Аналитический центра Юрия Левады» Алексея Левинсона, все принятые в России регламенты условно можно разделить на три части: удачные (документ утвержден, исполняется, им довольны как потребители услуг, так и органы исполнительной власти), менее удачные (принят, но с его появлением ситуация не упростилось, поскольку работают не по нему), крайне неудачные (о регламенте знает только узкий круг чиновников, которые его утверждали). Причем удачных, ожидаемо, в разы меньше, а пальму первенства держит вторая группа.
Партнерами этого исследования в нашем регионе стала Саратовская гражданская палата. В частности, заместитель председателя центра защиты прав потребителей Алексей Сусликов поделился впечатлениями о проделанной работе. По его словам, исследование состояло из трех частей. Первая часть – контрольные закупки, то есть попытка получения услуги от госучреждения проверяющим под видом простого человека (в Саратове таковые проводились по 27 регламентам). Затем шел анализ текста самого документа. А в завершение положения регламента и оказанные услуги обсуждались с экспертами.
Наиболее интересные как для исследователей, так и для потребителей вещи выявила именно контрольная закупка. К примеру, попытка приобрести участок в Саратове. Согласно административному регламенту, выделение земли в аренду или для продажи в границах областного центра находится в ведении городского комитета по архитектуре. Но уже на стадии получения информации об участках общественники столкнулись с проблемой. Оказывается, в комитете просто нет списка свободных территорий. Обычная практика такова: гражданин, пожелавший арендовать тот или иной кусок земли, должен пройтись по городу, выбрать понравившийся и указать на него комитету по архитектуре. Последний проверит – занят участок или нет, и в первом случае проситель отправляется искать дальше. Эта ситуация, как выяснили специалисты, значительно влияет на стоимость недвижимости.
Или вот еще случай – в регламенте указан адрес искомого учреждения. Но дело зачастую ограничивается всего лишь вывеской на здании.
– Да, вахтер объяснил нам, что следует подняться на седьмой этаж. Но по выходе из лифта мы обнаружили пустой темный коридор без вывесок и табличек, – рассказал Сусликов. – Мы разобрались, куда идти, а если в учреждение придет какая-нибудь бабушка? Куда ей идти, что делать?
Были озвучены и позитивные моменты. Лучше всего, по словам правозащитника, работает в Саратове служба судебных приставов. Там задачу удалось решить быстро и без проволочек.
Опытом работы по регламенту поделились также представители областного комитета охраны окружающей среды и природопользования. В частности, начальник отдела нормирования качества окружающей среды Наталья Кечина рассказала: регламент, который, по их мнению, мог стать очередной бумагой и отправиться пылиться на полку, сослужил неплохую службу самому комитету.
Теперь в коридоре для посетителей стоят столы и стулья, а для скорости работы у каждого сотрудника ведомства есть персональный компьютер, факс, ксерокс, благодаря чему все заявки выполняются точно и в срок. Наталья Кечина даже продемонстрировала книгу отзывов, в которой посетители пишут о работе органа только хорошее.
Подводя итоги саратовского круглого стола, последнего в этом глобальном исследовании, Алексей Левинсон отметил: материалы обобщат и представят в министерство экономического развития РФ. А уже оно все предложения и пожелания вынесет на обсуждение Правительства России, что позволит оптимизировать работу госструктур по регламентам.
– Однако я надеюсь, что есть еще и вторая линия, благодаря которой можно улучшить работу государственных органов, – это подобные круглые столы, за которыми собираются представители как общественности, так и госаппарата.
Анна МУХИНА
2008-11-17


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007