Как известно, одним из основных докладов на очередном заседании Правления Торгово-промышленной палаты России, которое проходило в Москве, стало выступление президента ТПП Саратовской области Максима Фатеева. «Новые времена» предлагает ознакомиться с основными положениями доклада.
– Сразу хочу признать, что наша работа в сфере борьбы с коррупцией – лишь малая часть того, что мы можем сделать все вместе.
Уже сегодня в целях минимизации причин коррупции многие территориальные палаты, осуществляя свою уставную деятельность и используя имеющийся ресурс, участвуют в совершенствовании законодательства путём проведения экспертиз и подготовки независимых экспертных заключений; развивают альтернативные способы разрешения споров; представляют интересы предпринимательства в органах государственной власти и судах; содействуют развитию институтов гражданского общества; развивают деловое образование и способствуют повышению правовой культуры и грамотности как среди предпринимателей, так и в обществе в целом.
Несмотря на то что вопросами противодействия коррупции мы занимаемся без малого пять лет, могу сказать: мы только в начале пути.
Определяющими факторами для выбора именно этого направления было то, что, во-первых, Саратовская область находилась в числе наиболее коррумпированных регионов страны. Об этом говорят данные экспертного сообщества, в частности, фонда ИНДЕМ, вычислявшего индексы деловой коррупции. Во-вторых, это направление работы палаты возникло не вчера и не по команде сверху, оно базируется на многолетнем опыте системы торгово-промышленных палат России по поддержке и защите отечественного предпринимательства.
И главное – теперь, когда руководством страны предложен последовательный и конкретный план кардинального снижения уровня коррупции, мы (торгово-промышленные палаты, бизнес) более четко видим свое место в реализации этого плана.
Проведенные нами опросы подтвердили: подавляющее большинство бизнесменов признает «лидерами по коррупции» государственные органы власти, органы местного самоуправления, федеральные структуры. Верхние строчки этого печального рейтинга занимают работники органов внутренних дел, здравоохранения и образования. На втором месте, по мнению предпринимателей, находятся сотрудники суда, прокуратуры, таможни, налоговых органов; работники, занятые в сфере земельных правоотношений и госзаказов.
С другой стороны, статистика обращений в палату показывает – 40% бизнесменов видят корень своих проблем в несовершенных законах и подзаконных актах, буквально изобилующих коррупционными лазейками.
Именно поэтому мы начали – при поддержке, кстати, ТПП России, правительства области и облпрокуратуры – с мониторинга и обозначения проблем в региональном законодательстве. Выражаясь образно, в борьбе с коррупцией мы выбрали оружие, которым владеем лучше всего: это независимая антикоррупционная экспертиза. Была создана методика проведения таких проверок.
В настоящее время ее освоили все юристы палаты. Методике проведения антикоррупционной экспертизы обучены руководители и специалисты областных ассоциаций предпринимателей, студенты- юристы саратовских вузов. За последние полгода проведены обучающие семинары для специалистов 24 (из 40) районов области.
Наши исследования легли в основу областной программы противодействия коррупции, работа над которой велась при активном участии представителей делового сообщества.
Экспертный совет, созданный при саратовской палате, в рамках реализации программы провел экспертизу 313 действующих нормативно-правовых актов Саратовской области.
Борьба с коррупцией невозможна без участия и поддержки власти и силовых структур. Хочу отметить нашу тесную и плодотворную работу с областной прокуратурой. Последняя совместная инициатива – использование результатов независимой антикоррупционной экспертизы в контроле правоприменения нормативных актов, содержащих коррупциогенные факторы. Палата участвует в работе Консультативного совета по противодействию коррупции, Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре. Открытость прокуратуры в решении конкретных вопросов, участие предпринимателей в работе советов повышает их доверие к надзорному органу.
Нами по заказу правительства в рамках областной целевой программы проведена экспертиза 313 действующих нормативных актов. По результатам выявлено следующее: из 313 документов лишь 90 регулируют правоотношения между органами власти и иными субъектами права, причем 40 из них содержат факторы, способствующие проявлению коррупции.
Таким образом, на 36% нормативных актов даны отрицательные экспертные заключения, которые переданы нами в отдел по противодействию коррупции областного правительства.
К сожалению, лишь очень немногие наши рекомендации были приняты к сведению.
Одна из причин – методика, по которой мы работаем, не утверждена законодательно. Наши экспертные заключения носят рекомендательный характер. Пока проведение антикоррупционной экспертизы не будет закреплено законодательно, а независимая экспертиза не будет по закону включена в общую процедуру согласования нормативных актов, невозможно внедрить механизм внесения изменений в уже действующие документы по результатам антикоррупционых проверок.
С вступлением в силу ФЗ-131 муниципальные власти очень хорошо поняли, что малый бизнес – основной источник формирования бюджетов МО, главное звено решения проблем поселений. Повсеместно разрабатываются программы развития и поддержки малого бизнеса. Повысилась активность муниципальных властей и в сфере противодействия коррупции.
Палата сейчас проводит конкурс на лучшее антикоррупционное мероприятие в районах области. Во всех них приняты антикоррупционные программы. По запросу муниципалитетов и предпринимателей мы проводим экспертизу муниципальных нормативных актов. Я уже говорил выше, что только за последние полгода работе с методикой обучены руководители и специалисты 24 районов области. Все эти люди признают, что проведение независимой экспертизы значительно повышает качество принимаемых законопроектов.
Решая проблемы предпринимателей, мы порой обнаруживаем в законах такие положения, которые, можно сказать, «стимулируют» чиновников к коррупционным действиям. В этом случае одних предпринимателей вынуждают решать вопросы любыми, не всегда законными методами, другие сами с каким-то извращенным удовольствием постигают лукавую науку откатов и теневых схем. Вы все понимаете, о чем я говорю – многих представителей бизнеса устраивают правила игры, установленные коррупционной системой.
Так на что же тогда жалуется бизнес? Может, хватит взаимных обвинений? Пора прекратить мазать одной черной краской как чиновников, так и предпринимателей. Палитра взаимоотношений государства, общества, бизнеса в общем деле должна быть богаче, позиция каждой из сторон – взвешенней и разумней.
В коррупционную сеть вовлекаются все – и рядовой гражданин, и предприниматель, и «хранитель» государственной собственности или бюджета. Порой, осуждая и кляня коррупцию, мы сами послушно «даем на лапу». Все хотят устроить детей в детсад, хорошую школу, престижный вуз. Вырваться из коррупционной паутины, разорвать этот замкнутый круг для многих означает стать «нерукоподаваемым», изгоем.
Бороться с коррупцией можно по-разному. Для решения этой проблемы недостаточно только силовых мер, громких коррупционных скандалов, ужесточения законов.
Надо, чтобы общество поверило, что это системная работа, направленная на искоренение условий и факторов появления коррупции, на формирование новых традиций: традиций высокого качества законов, неукоснительного их исполнения, открытости и прозрачности ведения дел, нетерпимого отношения к коррупции. Именно с этой целью принят и уже реализуется президентский План противодействия коррупции.
Я думаю, что выражу мнение не только бизнес-сообщества Саратовской области: нельзя больше терпеть явление, которое мешает всем жить и развиваться. Коррупция не только тормозит развитие экономики. Она создает социальную напряженность в обществе, особенно в условиях глобального финансового кризиса и нестабильности экономической ситуации на мировых рынках.
Буквально в пятницу в Госдуме прошел первое чтение президентский законопроект о противодействии коррупции. А мы считаем, что можно было принимать его сразу в трех чтениях. Но, конечно, и в этом, прежде всего, нужно придерживаться порядка.
Проект закона «О противодействии коррупции» – базовый в пакете из четырех президентских законопроектов. Наконец-то законодательно вводится система мер, направленных на борьбу с коррупцией, дается наиболее точное и развернутое определение понятия «коррупция».
Трудно сломать сложившиеся, устоявшиеся веками традиции, но если государство в отношениях с обществом и бизнесом, как наиболее активной его частью, не установит свои правила игры, в основе которых будут простые, понятные, недвусмысленные законы, то мы обречены и дальше бежать по лабиринтам коррупционных лазеек и теневых схем.
В заключении, мы предлагаем поддержать проект постановления Правления Торгово-промышленной палаты России и план первоочередных мероприятий по участию предпринимательского сообщества в выполнении Национального плана противодействия коррупции.
В целях повышения качества принимаемых законов считаем необходимым принять ФЗ «О законах» как Федеральный стандарт законодательства, в котором отразить исчерпывающие требования к нормативно-правовым актам. Кроме того, необходимо выйти в Правительство России с инициативой утвердить на законодательном уровне методику проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, направить в Правительство предложение о привлечении Минюстом РФ экспертов системы торгово-промышленных палат для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Нужно обобщить опыт региональных палат в сфере противодействия коррупции, распространить опыт проведения независимых антикоррупционных экспертиз правовых актов в системе ТПП, рекомендовать органам власти на местах использовать для этого ресурсы палат. В том числе надо рассмотреть вопрос организации обучения и аттестации юристов в системе ТПП по специальности «юрист-эксперт по законодательству».
Предлагаем провести в марте следующего года на базе нашей палаты совещание-семинар по данному вопросу.