Игорь ГЕРЕШЕНКО,
начальник отдела по противодействию коррупции при правительстве Саратовской области
За прошлый год и девять месяцев нынешнего наш отдел осуществил более 2 тыс. антикоррупционных экспертиз действующих правовых актов и их проектов. Эта работа проводилась в том числе и с участием ТПП Саратовской области, чьи специалисты были привлечены в качестве независимых экспертов в рамках реализации региональной целевой программы.
Сотрудники палаты в минувшем году проверили свыше 300 правовых актов – это большой труд. В результате органы исполнительной власти области переработали около 30 документов, внесли в них коррективы, устранив коррупциогенные факторы, которые там ранее содержались. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы выглядит следующим образом: в наш отдел поступает проект правового акта органа исполнительной власти области – министерства, комитета т.д., либо проект регионального закона. Далее мы его проверяем. Если выявлен коррупциогенный фактор, предоставляющий должностному лицу возможность использовать свои полномочия в корыстных целях, составляется заключение о коррупциогенности проекта. В этом случае разработчики документа вносят в него соответствующие коррективы. Если коррупциогенных факторов нет, пишется положительное заключение.
Проведение антикоррупционной экспертизы предусмотрено ст. 10 областного закона о противодействии коррупции.
Наш отдел на основании проекта, подготовленного региональной ТПП, разработал методику осуществления таких проверок.
Областная прокуратура разработала законопроект, предусматривающий закрепление перечня коррупциогенных факторов на уровне закона. Однако сейчас в силу ряда причин такая регламентация представляется проблематичной. Поэтому данный процесс пока отложен. У нас есть внутренняя методика, и мы ее успешно применяем.
С прошлого года органы исполнительной власти разрабатывают административные регламенты оказания государственных услуг и осуществления государственных функций. Это весьма сложная и трудоемкая деятельность. Проекты регламентов проходили процедуру согласования в установленном порядке. В документах содержалось немало коррупциогенных факторов. Но их наличие объяснялось не умыслом создателей, а большим объёмом работы и недостатком соответствующего опыта. Конечно, это практика абсолютно новая для сотрудников правовых подразделений органов исполнительной власти области. Недавно наш отдел провел обучающий семинар с работниками органов исполнительной власти. На мероприятии было наглядно продемонстрировано, что представляют собой коррупциогенные факторы и как они могут повлиять на применение того или иного правового акта. Проблема возникает из-за недостатка соответствующих познаний, поскольку юристов в вузах не обучают выявлять такие факторы. Это новое направление в юриспруденции, которое отчасти мы и преподносим им здесь.
Недавно областная Дума направила в наш отдел проект федерального закона о противодействии коррупции. Важной его составляющей является обеспечение прозрачности доходов чиновников разного уровня. Сотрудники отдела с учётом накопленного опыта подготовили ряд изменений в документ, которые направлены в региональный парламент для дальнейшего представления в Госдуму. Например, проектом закона предусматривается, что чиновник обязан предоставить сведения о своих доходах, доходах жены и несовершеннолетних детей. Но ведь супруга тоже порой скрывает сведения о собственных доходах от мужа. Могут быть и иные обстоятельства, в силу которых чиновник по независящим от него причинам укажет неверную информацию о таких «прибылях». Во избежание подобных казусов мы предложили, чтобы налоговые органы и кадровые службы получили право инициировать оперативную проверку в отношении чиновника, его супруга и несовершеннолетних детей. Тогда это будет реально исполнимый закон. Если установят факт коррупционной составляющей в деятельности чиновника, его имущество конфискуют в пользу государства, минуя уголовную систему. Кроме того, в отношении данного лица будет применена дисциплинарная, административная или даже уголовная ответственность.
Надеюсь, нашу поправку учтут, и в этом случае поддержку нам окажут депутаты Государственной Думы от Саратовской области Юрий Зеленский, Николай Панков и Сергей Овсянников.
В Приволжском Федеральном округе только 10 субъектов РФ, где есть антикоррупционные законы, и лишь в 8 действуют областные целевые программы противодействия коррупции. Считаю, что в скором будущем федеральный закон обяжет все регионы принять собственные правовые акты по проведению антикоррупционных мероприятий, тем более что такая необходимость давно назрела.