В ТПП области проходит выставка картин саратовских художниц Светланы Семеновой и Марии Говоровой «Фантазии и реальность». Мать и дочь впервые выставляются вместе. Всего в экспозиции около 30 живописных работ. Год назад Светлана представляла в ТПП на обозрение серию картин под общим названием «Природа моей души». На ее счету уже девять персональных выставок.
Для дочери Светланы – Марии – это одна из первых выставок. Ранее ее работы экспонировались в банке «Экспресс-Волга» вместе с полотнами отца, известного в Саратове художника Александра Говорова. Картины Марии появлялись также и в выставочных залах Энгельса. По словам Светланы, дочь продолжает отцовские традиции, работая в стиле реализма и изображая в основном пейзажи.
А сама Семенова, член Союза художников России, пишет, как правило, натюрморты.
– Тяги к пейзажам у меня нет, хотя я очень люблю природу, – рассказывает она. – Нравятся предметы, потому что с ними я могу делать все что угодно. Когда я компоную предметы для картины, они для меня как актеры – ведут свою роль, а я всегда могу что-то изменить, отойти от фактуры, немного утрировать цвет, сбить реалистичную форму.
Светлана рисует, что называется, «с пеленок». И не удивительно, ведь с раннего детства девочку окружали картины, краски, мольберты. К тому же были хорошие творческие задатки.
– Мама в то время имела доступ к французским краскам, фломастерам. Она мне позволяла работать и зарождала интерес к живописи. Многие ее ученики впоследствии стали большими художниками, а мне уж, как говорится, сам Бог велел. В семье постоянно говорили об искусстве.
Почти так же в живопись пришла и ее дочь. Правда, у Марии были увлечения спортом, она занималась фигурным катанием, в свое время хотела стать юристом. Но окончательный выбор все равно остановила на изобразительном искусстве.
– У нее с детства были хорошие способности, – утверждает Светлана. – Но не могу точно сказать, влечет ли ее к творчеству, как меня, потому что я рисую все свое свободное время.
В творчестве Семеновой было несколько этапов. Изначально стиль являлся более академичным.
– Когда я проходила подготовку в училище, старалась писать так, чтоб все было проработано до иллюзорности точно. Раньше были так называемые «картины-обманки», до такой степени «рельефные», что возникало ощущение – предметы можно потрогать. Так же старалась делать и я – выписывала тонкой кисточкой все предметы, каждую деталь. Но потом в процессе обучения захотелось попробовать различные направления. Делала и коллажи, и аппликации. Так постепенно пришел свой собственный стиль. От реализма беру постановку предметов, затем идет работа режиссера над цветом, формой.
Основной мотив картин Светланы – цветы. Была серия произведений, изображавших, по выражению художницы, «портреты цветов». Главное, чтоб на картине присутствовало что-то живое. Даже если в композиции преимущественно неживые предметы, Светлана всегда добавит плод, цветок, либо бабочку.
Работы Семеновой можно встретить в различных галереях Саратова и области, многие уже попали в музейные фонды. После декабрьской экспозиции несколько картин приобрел Радищевский музей, есть полотна в музее Федина и краеведческом. Но все-таки большинство произведений оказывается в частных коллекциях.
Среди мастеров, оказавших влияние на ее творчество, Светлана называет французов Матисса, Гогена и Модильяни. Из представителей русской школы изобразительного искусства отмечает Наталью Гончарову.
По мнению Семеновой, у художника непременно должен быть собственный стиль, независимый от требований заказчика, хотя ей самой нередко приходится им следовать. Однако она никогда не переписывает свои картины в угоду клиенту. Вероятно, поэтому ее работы такие живые, в них присутствует свой взгляд на окружающую действительность, оригинальность красок и изящество форм.