Прошло более года, после того как на региональном уровне приняли закон о противодействии коррупции. За это время в области случилось немало громких скандалов с участием высокопоставленных чиновников и депутатов. О промежуточных итогах деятельности по борьбе с мздоимцами «НВ» рассказал губернатор Павел Ипатов.
– Как в области осуществляется национальный план по борьбе с коррупцией? Какие для этого проводятся мероприятия?
– В Национальном плане противодействия коррупции, утверждённом президентом Дмитрием Медведевым 31 июля 2008 года, отмечено, что коррупция серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам.
С учётом особой актуальности проблемы, с 2006 года правительством области на системной основе проводятся мероприятия, направленные на противодействие коррупции.
Учитывая то, что на федеральном уровне в 2006-м отсутствовала правовая база, регулирующая вопросы противодействия коррупции, региональное правительство разработало основополагающие нормативные документы по противодействию коррупции в губернии.
После принятия закона «О противодействии коррупции в Саратовской области» в феврале 2007 года был образован отдел по противодействию коррупции при облправительстве.
В рамках исполнения указанного закона в минувшем году правительством разработаны: проект областной целевой программы «Противодействие коррупции в Саратовской области на 2007–2010 годы» (документ утвержден региональным законом области от 2 августа 2007 года); методика проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов (полная информация о методике направлена во все органы исполнительной власти области и администрации муниципальных образований губернии для использования в целях первичной проверки проектов правовых актов на коррупциогенность); примерная программа и сводный план мероприятий органов исполнительной власти области по реализации антикоррупционной политики на 2007–2010 годы; рекомендации по подготовке муниципальных программ по противодействию коррупции.
С 2007 года в соответствии с законом «О противодействии коррупции в Саратовской области» на постоянной основе осуществляется антикоррупционная экспертиза правовых актов региона и их проектов. За 10 месяцев текущего года в правительстве области проведено 874 таких экспертиз. В 70 случаях (это 8 % от общего количества) даны заключения о наличии в проектах правовых актов коррупциогенных признаков.
В 2007 году органами исполнительной власти области приняты ведомственные антикоррупционные программы. В текущем году плановые мероприятия антикоррупционной направленности данными органами проводятся в соответствии с распоряжением регионального правительства от 29 декабря 2007 года «О плане мероприятий органов исполнительной власти Саратовской области по реализации антикоррупционной политики на 2007–2010 годы».
Материалы по вопросам размещения заказов этими органами анализируются на предмет коррупциогенности. По результатам анализа разработаны конкретные предложения и рекомендации, в том числе по принятию дополнительных мер контроля с целью исключения впредь нарушений, создающих предпосылки для совершения коррупционных действий.
По инициативе правительства области во всех муниципальных районах и городских округах региона, за исключением Саратова, утверждены муниципальные антикоррупционные программы. В целях оказания методической помощи в реализации данных программ в текущем году представителями правительства губернии осуществляются выезды в муниципальные образования области. По итогам изучения и обобщения практики реализации этих документов подготовлены и направлены информационно-методические рекомендации главам администраций муниципальных образований, проведен ряд совещаний с представителями администраций МО по актуальным вопросам выполнения антикоррупционных программ.
Также в текущем году в плановом порядке органами исполнительной власти области проводятся мероприятия областной целевой программы противодействия коррупции. В рамках реализации этого документа на постоянной основе функционирует «телефон доверия» отдела по противодействию коррупции при правительстве области. За 10 месяцев нынешнего года указанным отделом рассмотрено 217 обращений граждан. Основная часть обращений поступает по «телефону доверия».
10 июня 2008 года в правительстве области под моими председательством прошло совещание по противодействию коррупции в системе органов исполнительной власти области. По итогам мероприятия даны поручения по реализации мероприятий антикоррупционной направленности и установлены сроки их выполнения.
Правительством области проводятся и иные мероприятия по реализации антикоррупционной политики в области.
Меры, принимаемые облправительством, имеют, прежде всего, профилактический характер и направлены на устранение предпосылок для коррупции в государственных и муниципальных органах.
– В регионе действует экспертный совет при прокуратуре губернии, антикоррупционный комитет при правительстве области, движение журналистов «Третий фронт». Антикоррупционная работа ведется при Торгово-промышленной палате. Действия этих структур каким-либо образом координируются?
– Важной отличительной чертой Национального плана противодействия коррупции является системный подход к этой проблеме. Коррупция – очень сложное, многогранное явление. Борьба с ней должна осуществляться в различных сферах деятельности, на всех уровнях. Поэтому очень важно то, что этой проблемой в нашей области занимается не какая-то одна структура, а работа ведётся комплексно, в различных направлениях. У органов, осуществляющих противодействие коррупции, не имеется единого подчинения. Но сотрудничество между ними, безусловно, существует. Проводятся совместные совещания, круглые столы, осуществляется обмен информацией, опытом; изучается общественное мнение путем проведения антикоррупционного мониторинга, выявляются сферы коррупционной деятельности, которые в последующем используются в работе органов исполнительной власти. Также реализуется взаимодействие при подготовке проектов правовых актов. При этом сотрудничество в сфере реализации антикоррупционной политики в области является перспективным направлением, здесь имеется большое поле деятельности.
– Каков вклад Саратовской области в федеральное антикоррупционное законодательство? Есть ли результат от регулярно проводимых круглых столов, на которых обсуждаются те или иные предложения в поддержку национального плана?
– Как известно, 30 сентября текущего года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в Государственную Думу внесён пакет проектов федеральных законов антикоррупционной направленности. Правительством области также изучены названные законопроекты и по результатам их анализа подготовлены рекомендации по внесению в них изменений. При этом, безусловно, учитывался опыт реализации антикоррупционной политики на территории области, теоретические наработки, сформированные в том числе в ходе совместных совещаний, круглых столов.
Следует отметить то, что Саратовская область стала вторым после Татарстана субъектом Российской Федерации, разработавшим и принявшим свой региональный пакет антикоррупционных законов. При разработке проектов федеральных антикоррупционных законов, безусловно, учитывался двухлетний опыт работы губернии и Татарстана.
Еще до принятия федеральных антикоррупционных законов наш законотворческий опыт переняли специалисты Белгородской и Воронежской областей, Республики Чувашия, ряда других субъектов федерации. Заинтересовались нашим опытом в Республике Беларусь.
Какого-либо готового учебника по борьбе с коррупцией не существует. Теория и практика этой многогранной деятельности формируется именно в настоящее время – на региональном и федеральном уровнях.
Принципиальную и последовательную позицию в вопросах противодействия коррупции президент России Дмитрий Медведев высказал в своем первом Президентском послании Федеральному Собранию 5 ноября текущего года.
– В СМИ довольно часто публикуются материалы о нерадивых чиновниках. Есть ли на голос прессы какая-либо реакция?
– При поступлении в правительство области информации о нарушениях закона служащими такая информация, безусловно, проверяется. При наличии в действиях служащих признаков дисциплинарного проступка они в установленном порядке привлекаются к дисциплинарной ответственности. В случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава какого-либо преступления, информация об этом передается следственным органам.
Результатом такой работы правительства области является ужесточение кадровой политики в органах исполнительной власти. Примеры увольнения нерадивых сотрудников, скомпрометировавших себя коррупционными проявлениями, неоднократно освещались в средствах массовой информации региона.
Все антикоррупционные проверки и следующие за ними дисциплинарные наказания служащих находятся под личным контролем губернатора и получают свою принципиальную оценку.
При этом следует учитывать, что законом области на органы исполнительной власти возложена обязанность противодействия коррупции, то есть проведения профилактических мероприятий по недопущению коррупционных проявлений государственными и муниципальными служащими.
– Как вы оцениваете вклад предпринимательского сообщества в дело борьбы с коррупцией?
– Правительство области приветствует и поддерживает любые конструктивные инициативы в сфере противодействия коррупции, в том числе со стороны предпринимательского сообщества. Активную позицию в этом отношении занимает торгово-промышленная палата региона. Сотрудники ТПП принимали участие в подготовке проекта областной целевой программы противодействия коррупции, методики антикоррупционной экспертизы, проводили независимую антикоррупционную экспертизу ряда действующих правовых актов области. Также торгово-промышленной палатой в муниципальных районах области были организованы семинары по осуществлению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.