Поиск:


Опыт первооткрывателей
Вопрос – когда официально появились торгово-промышленные палаты - решался специалистами на самом высоком уровне. Претензии на первенство делят между собой Германия, Бельгия и Франция. Германия обосновывает это многовековой историей Ганзейского союза, о котором мы уже рассказывали. Бельгия, претендуя на звание организатора первой в мире торговой палаты, ссылается на эрцгерцога Максимилиана, который своим указом основал в 1485 году в Антверпене первую бельгийскую торговую палату, представлявшую только торговые интересы и просуществовавшую менее года, не накопив ни опыта, ни практики своей деятельности. Но есть еще более ранняя дата первой торговой палаты Бельгии – 1293 год, когда прообраз первой торговой палаты в форме юридического консультационного органа действовал в Брюгге. Он получил официальную регистрацию уже в качестве торговой палаты в 1665 году. Наконец, последний претендент – Марсельская торговая палата во Франции, созданная в 1599 году и заложившая основу государственной и континентальной модели торговых палат. Она ни на год не прекращала свою 400-летнюю деятельность, став образцом для многих палат Европы и Африки.

История разрешила спор в пользу Франции – такое решение было принято на Первом Всемирном конгрессе торгово-промышленных палат, который проходил с 30 сентября по 1 октября 1999 года в Марселе.

В конце XVI века во Франции вновь было создано объединение, напоминающее древние коллегии меркуриалов. Причиной послужили постоянные нападения пиратов на международные торговые корабли. Эти нападения наносили огромный ущерб как самим купцам, так и странам, под чьими флагами те выходили в море. Для борьбы с пиратством 5 августа 1599 года на заседании Генерального совета города Марселя была создана специальная комиссия по вопросам торговли, в которую вошли четверо самых опытных и уважаемых купцов. Именно это объединение можно назвать первой разновидностью торгово-промышленных палат. С тех пор торговые или торгово-промышленные палаты стали создаваться во всех городах Франции, а затем и во всем мире.

Но Франция создала такую государственную модель, где палата была частью государственного аппарата и только совещательным органом. А на сегодняшний день палаты многих стран (в том числе и России) – это общественные организации, независимые от власти. Институт палат со временем совершенствовался, находились новые формы и стимулы для его развития.

Внедрение института торговых палат было «навязано» странам континентальной Европы Наполеоном I в начале XIX века, и поэтому их организационно-правовую модель принято называть «континентальной», а по сути – государственной. Модель предполагала обязательное участие в палате всех хозяйствующих субъектов, жесткое ограничение по территории их деятельности, но самое главное - палата была частью государственного аппарата: руководство не избиралось, а назначалось, финансирование палат регулировалось правительством, палате делегировались строго определенные функции, и она была подотчетна государственному аппарату.

Развитие торговли и промышленности, происходившее на развалинах средневекового цехового строя, привело к усилению конкуренции. Промышленная революция дала толчок развитию путей сообщения, активизации международной торговли и расширению номенклатуры товаров.

Почти одновременно с этими процессами возникло и стремление самой власти, малоопытной в экономических вопросах, но по фискальным соображениям заинтересованной в успехе торговли и промышленности, использовать эти движения предпринимателей для привлечения торгово-промышленного класса к сотрудничеству.

С I960 года палаты официально получили название торгово-промышленных. В 1964 году были созданы региональные объединения местных торгово-промышленных палат. Тогда же возникла постоянная Ассамблея торгово-промышленных палат Франции (ACFCI) - общественная организация торгово-промышленных палат Франции. Ассамблея осуществляет связь между различными палатами, не посягая, однако, на их самостоятельность при решении своих вопросов. Региональные палаты координируют деятельность местных торгово-промышленных палат, ведут экономические исследования.

Обеспечивая представительство торговых и промышленных интересов французских предпринимателей, палаты оказывают значительную помощь экспортирующим компаниям и предприятиям. Тот факт, что во Франции закон обязывает все предприятия быть членами ТПП, обеспечивает охват палатами всех секторов экономики. Каждое предприятие должно платить палате взносы, размер которых устанавливается в виде процента налога на прибыль предприятия. Обязательное членство гарантирует независимость палат, так как отпадает проблема привлечения членов ради увеличения доходов.

В статье использованы материалы книги старшего вице президента ТПП Саратовской области Виктора Федотова «Торгово-промышленные палаты» и сайтов www.alttpp.ru и www.businesspress.ru.
Анна МУХИНА
2007-10-30


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007