Поиск:


«Попали» на имя
Часть 4 Гражданского кодекса, вступившая в силу 1 января этого года, продолжает преподносить сюрпризы. Они уже обернулись волной судов по всей стране.

Согласно 4-й части, фирменное наименование – не только то название, под которым действует предприятие, но и его интеллектуальная собственность, объект исключительных прав. Иначе говоря, никому, кроме данной компании, не разрешено использовать ее имя. Предприятия, занимающиеся аналогичной работой и имеющие полностью тождественные или сходные до степени смешения названия, за исключением включенного в единый государственный реестр юридических лиц первым, существуют незаконно. Если известно, что ваше фирменное наименование попало в этот список раньше всего, вы можете выставить иск тем, кто внес такое же имя после вас. Конечно, в данном случае предполагается, что ваша компания и предприятие с аналогичным названием занимаются одинаковой деятельностью.
Раньше этот вопрос регулировался запретом на использование тождественных наименований. Названия фирм не должны были быть абсолютно одинаковыми. Не так давно судебная практика исходила из того, что если фирменные наименования предприятий различались лишь организационно-правовой формой (например, ООО «Ромашка» и ЗАО «Ромашка»), то это не является нарушением.
Какое-то время существовала мода регистрировать общество с ограниченной ответственностью «Магазин №…». Таких ООО в России несколько тысяч. Первое из них, «Магазин №1», находится на какой-то дальней станции в Тамбовской области. Собственно, он теперь может предъявить претензии в том числе и крупнейшим гастрономам Москвы.
– Беда в том, что большинство ранее зарегистрированных предприятий критерий оригинальности не учитывало. Самое печальное, что не учитывал ее и орган, призванный проводить регистрацию, – комментирует ситуацию начальник юридического отдела ООО «ПатентВолгаСервис», член комитета по интеллектуальной собственности при Торгово-промышленной палате Саратовской области, патентный поверенный РФ Дмитрий Боровский.
С тех пор как функцию регистрации юридических лиц передали в налоговую инспекцию, фирменные наименования на повторяемость не проверялись. Это привело к тому, что сейчас в реестр включены даже предприятия с абсолютно тождественными названиями. Достаточно зайти на сайт Федеральной налоговой службы, ввести какое-нибудь более или менее распространенное слово, и на него выпадут тысячи похожих наименований. Только в Саратовской области зарегистрировано 68 предприятий, в названии которых содержится слово «авангард». Полтора десятка из них именуются абсолютно одинаково. В одном Саратове по разным адресам действуют три ООО «Авангард». По России же счет идет на тысячи.
Напомним, что все предприятия, которые внесены в реестр вторыми и далее, обязаны по требованию правообладателя прекратить использование фирменных наименований и возместить тому нанесенные убытки. Здесь возникает вопрос, что делать в такой ситуации 90 процентам людей, которые, грубо говоря, просто «попали», полагая, что законным образом зарегистрировав компанию, все сделали правильно.
Гражданский кодекс говорит: не надо дожидаться требования правообладателя. Следует сразу привести наименование в соответствие с новыми нормами. То есть сделать его не сходным с зарегистрированными ранее.
Однако для большинства предприятий, которые существуют с 90-х годов и все это время работали на репутацию своего названия, проводя его активную рекламу и вкладывая в нее большие деньги, менять имя – смерти подобно. Ведь придется все начинать с нуля. Можно, конечно, так изменить наименование, чтобы оно сохраняло преемственность с прежним. Например, добавить новые элементы с сохранением первоначальной части. Но есть и менее болезненный способ.
– В первую очередь, нужно провести работу над перечнем видов деятельности, который содержится в учредительных документах, – советует Боровский.
В эпоху нестабильности 90-х, когда никто из предпринимателей не знал, чем займется в будущем (к примеру, сегодня бизнесмен торгует пивом, завтра откроет казино, а послезавтра банк), при регистрации компании учредители в уставе перечисляли все виды деятельности, которые приходили в голову. И заканчивали перечень, иногда напечатанный на десятках страниц, замечательной фразой: «а также иные виды деятельности, не запрещенные законом». Поэтому при предъявлении иска к таким фирмам вопросов об аналогичности деятельности не возникает. Хоть что-нибудь в их перечне окажется аналогичным деятельности их конкурента, которые под этим именем зарегистрирован раньше.
– Надо просмотреть, нет ли в реестре лишнего, – подсказывает эксперт. – Если юрлицо, предъявившее вам претензию, занимается кредитной деятельностью, а вы ложками торгуете, то, наверное, вы не конкуренты. И когда удалите из перечня все те виды деятельности, которыми не занимаетесь, проблема может быть снята. Это самый простой, дешевый и безболезненный способ.
Не так давно, к примеру, в управлении Федеральной антимонопольной службы по области рассматривалось дело о споре двух хозяйствующих субъектов, имевших совершенно одинаковые наименования. ФАС вынесла решение, что признаков нарушения антимонопольного законодательства нет, так как товары и услуги, производимые и оказываемые компаниями, не аналогичны. Тем не менее, сам факт такого пристального интереса к фирменному наименованию заставил предприятие, зарегистрированное вторым, изменить его.
Конечно, вынужденный ребрендинг дорог. Однако проще и дешевле провести профилактику, не доводя дело до судов.
– Есть еще интересные ходы, – рассказывает Боровский. – Например, если предприятию, которое зарегистрировано ранее, принадлежит право на использование названия в отношении всего и вся, а на деле они только пивом торгуют, можно выдвинуть встречный иск о злоупотреблении правом. Это еще один способ отстоять свое фирменное наименование.
При такой проблемной ситуации с фирменными наименованиями объектом, более надёжно защищающим имя, под которым вы работаете на рынке, может стать товарный знак. Свидетельство на него выдаётся только после обязательной государственной экспертизы, которая проверяет оригинальность обозначения. Так что в товарном знаке, в отличие от фирменного наименования, можно быть уверенным в гораздо большей степени.
На самом деле, выходов из ситуации грамотный юрист найдет великое множество. Главное – обратиться к нему вовремя.
Проверить, каким по счету вы зарегистрированы, достаточно просто. Для этого нужно зайти на сайт www.nalog.ru и ввести в поисковик реестра название своей фирмы.

Олеся ШКОЛИНА, ведущий юрист правового департамента Торгово-промышленной палаты Саратовской области:
– Безусловно, данная проблема в настоящее время приобрела актуальность. Следует также отметить, что большинство предприятий не сталкивались с подобной ситуацией и не имеют представления о том, что такое фирменное наименование. В рамках работы комитета по интеллектуальной собственности ТПП Саратовской области планирует провести образовательный семинар по этой теме. Ведь если компании будут знать об использовании фирменных наименований, многих проблем они смогут избежать.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
2008-11-05


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007