Наладить нормальные торговые отношения с иностранными партнерами – желание каждой фирмы, занимающейся куплей-продажей продукции. Но пересечение товаром границы – дело хлопотное, особенно если через кордон провозится сложное технологическое оборудование. Актуальным вопросам оптимизации таможенных расходов и рисков был посвящен семинар, организованный таможенным холдингом «Группа ТАРГО», прошедший в ТПП области.
Таможенное администрирование не стоит на месте. Оно постоянно развивается, появляются различные новшества. О них рассказал руководитель экспертно-аналитического департамента холдинга Алексей Большаков. В первую очередь, федеральной таможенной службой России была введена такая норма, как добровольное предварительное информирование ведомства о товаре. В ближайшее время планируется сократить время оформления грузов на таможне до 10 минут. Чтобы это осуществилось, компания должна заранее сообщать на посты сведения об экспортируемой продукции. Для ускорения товарооборота ФТС создает программу, суть которой сводится к тому, что оформление выводится за пределы таможенных постов. Этим, по мнению разработчиков, могут заниматься иные ведомства, например надзорные.
Другое нововведение – создание института уполномоченных грузополучателей (УГ). Таковыми могут стать участники внешнеэкономической деятельности, более трех лет работающие без нареканий со стороны таможенных органов. В задачу УГ входит доставка товаров на склады, где продукция ждет завершения оформления.
Однако самой проблемной новацией Большаков назвал перенос оформления грузов на приграничные территории. Наиболее спорным оказался вопрос, кто будет платить за создание таможенной инфраструктуры «на кордоне». Существующие посты уже не справляются с объемом товаров, направляемых в Россию. Сложилась такая ситуация, что без поддержки бизнеса решение проблемы переноса оформления не представляется возможным. Однако коммерсанты не спешат помогать таможенникам, потому общая концепция новшества пока не совсем ясна. Глава ФТС Андрей Бельянинов уже обращался к предпринимателям с просьбой о поддержке.
Сегодня стратегическими приоритетами России в экономике являются техническое переоборудование промышленности и ориентация индустрии на перерабатывающую отрасль. Развитие реального сектора экономики напрямую зависит от того, насколько быстро и эффективно пройдет переоснащение. Новая техника на заводах выведет выпускаемую продукцию на современный уровень, что значительно повысит ее конкурентоспособность. Сейчас средний «возраст» оборудования на предприятиях вдвое превышает все допустимые нормы, а степень износа достигает 70%. Это негативно влияет на качество товара.
От общего объема импорта в нашу страну около 40% техники доставляется в рамках инвестиционных проектов. По утверждению представителя «Группы ТАРГО», существует несколько вариантов ввоза оборудования в РФ. Первый – приобретение технологического оборудования по договору купли-продажи и импорт его российским предприятием. Этот способ дает экономию средств до 10%. Она достигается путем классификации продукции тарифной ставкой по номенклатуре. Таким образом, значительно сокращается срок оформления, получения сертификата соответствия и решения вопросов в государственных органах.
Второй вариант, рассмотренный таможенниками, – приобретение оборудования и ввоз его в Россию по лизинговому договору с компанией-резидентом. Однако в этом случае предприятие сталкивается с рядом трудностей. Например, необходимо тщательно подготовить подобное соглашение. Работа по договору, который действует не более 34 месяцев, должна направляться на то, чтобы в любой момент этого периода можно было обратиться в таможенный орган для оформления сделки.
Возможен также ввоз оборудования в качестве уставного капитала компании. Прямая выгода предприятия при таком раскладе может составить от 18 до 40%. Все зависит от ставки таможенной пошлины на этот товар. Льготы на нее при внесении оборудования в уставный капитал фирмы предоставляются в случаях, если продукция не считается акцизной, относится к основным производственным фондам, ввозится в срок, установленный учредительным документом для формирования уставного (складочного) оборудования и является вкладом иностранного инвестора в уставный капитал. Также при импорте оборудования отдельными компонентами фирма может получить преференции по НДС. Решение об их предоставлении принимается таможенными и налоговыми службами.
Современная компания обанкротится, если не учитывает в своей деятельности экономические риски, с которыми может столкнуться. Говоря об основных таможенных рисках при ввозе технологического оборудования в Россию, ведущий специалист экспертно-аналитического департамента холдинга Алексей Кириченко условно разделил их по четырем основным направлениям: административные, финансовые, правовые и организационные.
Первая государственная структура, с которой сталкивается товар, попадая в Россию, – таможня. От того, насколько грамотно организована работа на границе, в конечном итоге зависит стоимость ввозимого оборудования для компании. По словам Кириченко, в последнее время, после принятия нового отраслевого кодекса, таможенная политика стала более прозрачной и предсказуемой. Тем не менее, таможенное администрирование является препятствием для повышения финансовой привлекательности тех или иных инвестиционных проектов.
Вторая группа рисков – финансовые. В условиях кризиса проблема экономии денег становится как никогда злободневной. Реализация любого крупного проекта связана с уплатой таможенных пошлин, потому использование вышеназванных схем возможного сокращения расходов весьма актуально для инвестиционных компаний.
Вследствие введения нового Таможенного кодекса с 1 января 2004 года, ФТС была ограничена в нормотворчестве. Для предпринимателей это имеет положительный характер. Однако в таможенном регулировании до сих пор сохранились некоторые пробелы, которые и создают компании-инвестору правовые риски.
Последняя группа рисков – организационные. Они возникают из-за того, что в любом крупном инвестпроекте задействовано большое количество участников. Проблема заключается в трудности скоординировать все стороны на слаженную работу.
Нейтрализовать риски на различных стадиях реализации инвестиционного проекта, по мнению ведущего специалиста холдинга, можно в несколько этапов. В первую очередь, необходимо проработать техническую документацию, проекты учредительных документов и подготовить акт оценки. Затем принимается классификационное решение ФТС, данный акт и регистрируются учредительные документы. На третьем этапе производится таможенное оформление, после чего необходимо подтвердить правомерность предоставления льгот.
Четкое исполнение этих требований приведет к серьезному сокращению рисков. Это позволит компаниям, участвующим в инвестпроектах, развиваться и качественно исполнять свои обязательства перед партнерами.