Поиск:


Войти в рынок
Законодательная поддержка малого бизнеса в итогах и проектах

Не исключено, что в следующую среду депутаты парламента губернии на очередном заседании рассмотрят поправки в региональный закон «Об областной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008–2010 годы». Часть изменений народные избранники одобрили на прошлом, сентябрьском заседании. Кроме того, в этот же день в Торгово-промышленной палате региона пройдет Деловой пресс-клуб. Наряду с другими документами там обсудят и проект закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Саратовской области».


Кого и что поддержат депутаты?

Уже не раз отмечалось, что между ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и аналогичным документом регионального уровня существенных различий не может быть даже теоретически. По оценкам экспертов, областной нормативный акт должен формулировать дополнительные условия для работы в губернии субъектов малого бизнеса. В палате подчеркивают необходимость того, чтобы последние в рамках федерального законодательства обладали в регионе более широким спектром возможностей, а также льгот. Речь идет, прежде всего, о налоговых преференциях. Кроме того, муниципальные образования именно в рамках областного закона могли бы принимать свои нормативно-правовые акты, постановления, распоряжения, регулирующие ставки налога на имущество, земельного налога на их территории. Но пока проект еще дорабатывается.
Актуальность принятия документа прокомментировал Олег Галкин, председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям областной Думы:
– Эта тема уже обсуждалась, и я свое мнение высказывал. Такой закон должен предусматривать конкретные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Но нельзя допускать компиляции, простой переписки федеральных законов и нормативных актов. В той редакции, в которой проект был изначально, он никаких конкретных механизмов не давал. В этом заключается основная проблема, и ее предстоит решать.
Что же касается программы развития малого и среднего предпринимательства, на ближайшем заседании Думы депутаты планирует ее принять. Многие замечания, которые высказывались по этому поводу, были устранены на заседаниях рабочей группы нашего комитета.
Программа будет действенным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса. В этом документе прописывается целый ряд механизмов такой помощи: субсидии на открытие и поддержку бизнеса, на подключение к коммунальным сетям для субъектов малого предпринимательства. Надеемся, программа будет одобрена и рекомендована к принятию в двух чтениях.


Клонирование предпринимательства

Следует отметить, что члены группы порекомендовали создателям областной целевой программы развития малого предпринимательства проработать законодательное определение бизнес-инкубатора.
– Данная структура должна быть акционерным обществом со 100-процентным участием государства, – пояснил и.о. министра экономического развития и торговли губернии Александр Ульянов. – Но сейчас бизнес-инкубатор существует в виде государственного унитарного предприятия. Это временная мера. Именно такое обстоятельство и вызвало вопросы, причем не только у депутатов, но и у прокуратуры. В конечном итоге бизнес-инкубатор придется преобразовывать в акционерное общество.
– Насколько эффективно работает бизнес-инкубатор и нужно ли эту структуру клонировать в других городах и районах губернии, как считают многие эксперты?
– Напомню, программа развития малого предпринимательства действует уже около года. А бизнес-инкубатор создавался еще по предыдущей аналогичной программе. Вообще-то никогда не возникало вопросов о целесообразности его образования. В то же время произошел пересмотр определенных позиций, что привело к поправкам в действующую программу. В частности, поменялась ее концепция: в документ вошло понятие «среднее предпринимательство». Причем это обусловлено изменениями на федеральном уровне.
Что касается работы бизнес-инкубатора, его эффективность проявится только через три года. Потому что таков временной отрезок для развития малого предпринимательства, тех фирм, которые создавались в рамках инкубатора. Все это в соответствии с упомянутой программой. Три года предприятие находится в бизнес-инкубаторе, а когда окрепнет, как говорится, встанет на ноги, тогда и войдет в рынок уже со своим – фактически готовым бизнесом.
Существующий пилотный проект по целому ряду причин пока действует не на полную мощность. Тем не менее идет отработка взаимоотношений частного и государственного партнерства. Государство в данном случае позволяет развиться малому предпринимательству. Поэтому, как вы выразились, клонирование бизнес-инкубатора, или его «тиражирование» – это сегодня необходимость. Сеть бизнес-инкубаторов нужно создавать. Такие структуры должны прийти в муниципальные образования, где у малого бизнеса больше проблем, нежели в Саратове. И подобный опыт имеется за рубежом.
Говорить о том, что бизнес-инкубатор окупится или принесет большие доходы, не приходится. Мы не ставим себе целью непременно окупить затраты. Это произойдет впоследствии, когда предприятия, созданные посредством бизнес-инкубатора, выйдут на рынок. За рубежом считается нормой, если 80% таких фирм окрепли и смогли продолжить работу совершенно самостоятельно. В России пока подобных нормативов нет. Но сегодня говорить о результатах рано, ведь бизнес-инкубатор не так давно начал действовать.


В русле закона

И все же вопросы по программе развития малого и среднего бизнеса остаются.
Президент региональной торгово-промышленной палаты Максим Фатеев неоднократно выступал в саратовских СМИ, высказываясь за то, чтобы данный документ был подотчетен не только областным депутатам, но и общественности.
Специалисты торгово-промышленной палаты не раз активно выражали свою позицию на заседаниях рабочей группы комитета по экономической политике областной думы. Например, на одном из таких заседаний торгово-промышленная палата представила письменные предложения и обоснования о необходимости включения в проект программы в качестве мер правового регулирования принятие закона субъекта о развитии малого и среднего предпринимательства.
В предложениях палаты говорилось также, что в соответствии с положениями программы финансировать развитие бизнес-инкубатора предполагается за счет бюджетных средств. Однако ее проект должен дать еще и четкое определение данной организации. Напомним, до сего дня так и осталось непонятным, какой же именно бизнес-инкубатор – получатель средств из регионального бюджета. Ведь из числа зарегистрированных два с таким названием являются ООО, один – ГУП.
Увы, в нормативных актах области не содержится положений, установленных п.1 ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса. Речь идет о категориях или критериях отбора юридических лиц, имеющих право на субсидии.
К примеру, есть Положение о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов при оказании областным бизнес-инкубатором услуг субъектам малого предпринимательства в рамках реализации региональным целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008–2010 годы». Если мы заглянем в него, то убедимся, что «получателем субсидии является государственное унитарное предприятие Саратовской области «Бизнес-инкубатор Саратовской области», являющееся балансодержателем основных средств, предназначенных для оказания услуг субъектам малого предпринимательства». Значит, общество с ограниченной ответственностью не может претендовать на казенные деньги?
Наконец, еще один важный момент. Многие эксперты говорят, что в идеале бизнес-инкубатор должен функционировать как ГУ – Государственное учреждение. Но в данном случае он уже становится не предприятием, которое имеет право распределять прибыль, а фактически некоммерческой организацией. Это повлечет за собой существенные изменения в региональных нормативно-правовых актах. Впрочем, если следовать первому варианту, предполагающему соответствие программы Бюджетному кодексу, все равно придется «подчистить» законодательную базу губернии.
Поэтому депутатам областной Думы при обсуждении программы развития малого и среднего бизнеса будет о чем подумать и подискутировать.
Сергей ЩЕРБАКОВ
2008-10-20


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007