Поиск:


деловой разговор
Примерно год назад на финансовом рынке США разразился ипотечный кризис, который сегодня вылился в общемировой. Не могу назвать меры, принятые тогда монетарными властями нашей страны, последовательными и разумными. В общественное сознание запустили мифологему о том, что Россия – остров стабильности с дорогой нефтью и огромными золотовалютными резервами, наш реальный сектор будет расти вопреки всему, а банковская система РФ не настолько втянута в фондовые спекуляции на западном рынке, чтобы серьезно пострадать. События сентября показали: мы – часть мировой экономической системы, и никуда нам от кризиса не деться. Хотя бы потому, что наши банки и компании регулярно привлекают с Запада крупные кредиты, активно размещают ресурсы в иностранных активах, проводят IPO.

Можно назвать целый ряд причин, по которым «временные проблемы с ликвидностью в банковском секторе», начавшись год назад, в сентябре 2008-го вылились в финансовое цунами: обвал фондового рынка, кризис доверия к банковской системе, сворачивание инвестиционных программ рядом крупных российских компаний. Но главная, на мой взгляд, – это отсутствие адекватного прогноза у монетарных властей страны и как следствие – адекватной стратегии по минимизации последствий кризиса для нашей экономики. На примере банковской системы прекрасно видно, как стратегические цели подменялись сиюминутными задачами. Например, до сентября Центробанк поднимал норматив отчислений в фонд обязательных резервов по привлеченным средствам, заставляя кредитные организации замораживать в ЦБ значительные суммы. Росла и ставка рефинансирования, которая выполняет роль индикатора стоимости денег для заемщиков, что вело к удорожанию ссуд. Свои действия регулятор объяснял необходимостью борьбы с инфляцией, в то время как в экономике страны все острее ощущалась нехватка оборотных средств. Не говорю уж о размещении в зарубежных активах золотовалютных резервов ЦБ, средств Стабилизационного и Резервного фондов под смешные 2–3% годовых. В итоге сложилась абсурдная ситуация: наши деньги размещены в западных финансовых институтах под 2–3%, Запад выдает их российским банкам и компаниям под 7–10%, а банки кредитуют отечественную экономику под 20%. То есть наши же деньги, возвращаясь в РФ, становятся в 10 раз дороже! А между тем для того, чтобы в стране снова заработала ипотека по стандартам АИЖК, достаточно влить в отечественную банковскую систему всего лишь 1% от суммы резервов Центробанка, порядка 143 млрд. рублей. И как минимум два года российские банки будут спокойно выдавать ипотечные кредиты по стандартам АИЖК, а государство – выкупать эти бумаги с доходностью 14–15% годовых, вместо того чтобы за 2–3% поднимать экономику Соединенных Штатов и стран Запада.
Несомненным плюсом переживаемой сегодня драмы я считаю меры, которые наконец-то начало принимать наше правительство. Госдумой утвержден законопроект «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ». Согласно документу, Внешэкономбанку (Банку Развития) выделяются 50 млрд. долларов для кредитования банков и предприятий страны, которые смогут, таким образом, погасить задолженность перед зарубежными кредиторами. Если не принять эту меру, российские активы, под залог которых брались займы, по дешевке уйдут на Запад уже в четвертом квартале нынешнего года. Кроме того, законопроект дает ЦБ право предоставлять займы кредитно-финансовым учреждениям страны на срок не более шести месяцев без обеспечения в сумме, равной половине собственного капитала кредитуемого банка. Это также очень разумно и правильно. ЦБ сегодня знает о российских банках все. Меры регулятора по достижению прозрачности вывели банковскую систему в «белое» состояние, так что если капитал у какой-либо кредитной организации существует, он реальный, а не нарисованный на бумаге. Благодаря такому кредитованию банки получат огромный резерв ликвидности и смогут предоставлять ссуды. Нужно упомянуть и принятое 7 октября решение по итогам совещания у президента Дмитрия Медведева о выдаче госбанкам долгосрочных субординированных кредитов сроком на 5 лет в сумме 950 млрд. рублей с дальнейшим перераспределением их в пользу нуждающихся в финансировании банков и компаний. Это поможет кредитным учреждениям привлечь долгосрочные пассивы и восстановить кредитование на длительные сроки, ту же ипотеку, к примеру. Хочется верить, что данные меры и выделенные деньги дойдут и до небольших региональных банков, которые сегодня могут пополнять собственную ликвидность в основном только за счет привлечения вкладов. А это дорогой и в ситуации кризиса доверия проблематичный путь.
Надеюсь, обещанные меры Правительство и Центробанк воплотят в жизнь достаточно быстро. Если этого не произойдет, то весной мы будем иметь ситуацию, на фоне которой померкнет сегодняшнее цунами. В целом, я считаю, что в ноябре-декабре острота проблем в финансовом секторе несколько снизится за счет большого притока денег. Традиционно в конце года бюджет проводит массовые расчеты по взятым обязательствам, крупные компании оплачивают заключенные контракты, селяне реализуют урожай. Затем наступает январь с затяжными праздниками. И только в феврале-марте мы сможем увидеть, насколько эффективными оказались меры правительства.
Михаил КИСЕЛЬ, управляющий Саратовским филиалом Московского Банка Реконструкции и Развития
2008-10-13


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007