Поиск:


Кто выведет из кризиса?
К кризису на предприятии может привести все что угодно – от рейдерского захвата до банального неурожая, если речь идет о каком- либо крестьянско-фермерском хозяйстве. Однако основной причиной долговой ямы специалисты по антикризисному управлению обычно называют плохой внутренний менеджмент. Он, будучи помножен на некие внешние факторы, нередко заканчивается банкротством и ликвидацией фирмы.

Любой предприниматель может обратиться за консультацией к профессионалу, как только прозвенят первые тревожные звоночки. Тем более, что консалтинговые фирмы, специализирующиеся на антикризисном управлении, в Саратове есть.
– Мы работаем с компаниями абсолютно всех форм собственности, – рассказывает генеральный директор консалтинговой фирмы «Технологии антикризисного управления» Юрий Пужалин. – По финансовому состоянию мы условно подразделяем предприятия на те, у которых уже скопились долги и перед ними маячит процедура банкротства. Далее следуют компании, находящиеся в равновесном состоянии, на точке безубыточности. Консультируем мы также и развивающиеся предприятия.
Последним, как показывает практика, тоже стоит прибегать к консультациям – иногда за видимым благополучием скрыто начало критической ситуации.
– Например, года полтора назад мы проводили анализ работы одной из компаний, – говорит эксперт. – Несмотря на то, что ее продажи на рынке росли, ситуация приближалась к критической, поскольку падала рентабельность. Когда консультанты предупредили руководство о надвигающейся буре, их просто не восприняли всерьез. Сейчас предприятие находится в кризисе, и без банкротства, я думаю, уже не обойтись. Хотя, если бы работа по предотвращению началась полтора года назад, сегодня компания чувствовала бы себя хорошо, потому что там огромный запас внутренних резервов.
Антикризисные менеджеры – это штучная профессия. У человека должен быть колоссальный опыт работы и талант управленца. Тем более, что самым главным ограничителем при кризисе является дефицит времени. И за этот срок необходимо изучить ситуацию, разработать стратегию по выходу из нее, привлечь средства, чтобы не только расплатиться с кредиторами, но и «вылезти из долговой ямы». А иначе предприятие ждет банкротство.
Конечно, и для антикризисного управляющего, который назначается при введении процедуры банкротства арбитражным судом, главной целью всегда является сохранение потенциала предприятия и по возможности вывод его из кризиса.
– Однако из десяти банкротов спасти можно два, от силы три, – делится опытом арбитражный управляющий Светлана Копа.
– Сейчас у меня в работе пять предприятий, – продолжает она. – И каждому хочется помочь, а не просто «распилить» и продать за долги. Когда приходишь в какую-либо структуру, сталкиваешься, прежде всего, с людьми. И просто рука не поднимается уволить 500 человек. Кстати, очень трудно работать в процедуре банкротства. Многие же считают, что «антикризисный управляющий» пришел все «забрать и распродать», а «мы останемся на графских развалинах». Некоторые даже бумаги жгут. Хотя арбитражные управляющие, по мере сил и возможностей пытаются вывести предприятия из кризиса. На моем счету подняты буквально из руин колхоз «Родина», ГУП «Елизаветинское», ЖСК «Чайка». В отношении последних процедура банкротства была прекращена примерно полгода назад. Они рассчитались с кредиторами и теперь вновь начинают строительство.
Среди основных причин, которые приводят к кризису, Копа, в первую очередь, называет низкоквалифицированный управленческий менеджмент:
– Зачастую, они даже не смотрят и не понимают, какие бумаги подписывают. Не так давно была попытка «рейдерского» захвата. Некому сельхозпредприятию поставили удобрений на 21 млн. рублей, а затем их просто вывезли по подложным документам. Руководитель подписал бумаги не глядя. Это привело к долгам перед поставщиками, кризису, и соответственно, процедуре банкротства. Сейчас она еще в силе, поэтому называть компанию не следует.
Вполне возможно, считает эксперт, что это явилось попыткой нарочно обанкротить предприятие и у поставщиков, которые «подставили» руководителя, были виды и на сельхозтехнику, и на строения, и на земли, принадлежащие компании. Но ведь, по сути, причиной стала ошибка ее руководителя.
По мнению экспертов, то, что многие считают рейдерскими захватами, зачастую всего лишь «слияние и поглощение». Нередки случаи, когда предприятие начинает работать плохо, у него образуются долги. Некая фирма выкупает их и банкротит должника. Что, в принципе, закономерно – рынку не нужны экономически слабые субъекты.
Это происходит, когда компания не следит за своей кредиторской задолженностью, состоянием имущества. Ведь собственность, в том числе и земля, должны быть зарегистрированы на фирму.
– Бывают такие парадоксальные случаи, когда стоит объект недвижимости, принадлежащий одному собственнику, а соседний регистрирует землю – умышленно или нет – как под своим объектом, так и под находящимся рядом. В нашей практике мы с этим сталкивались, – говорит Юрий Пужалин.
Вот еще случай – некое предприятие создало дочернюю фирму. Вскоре из головного офиса за ней следить перестали. Между тем у «дочки» накопились долги, судебные приставы наложили арест на акции. Потом ценные бумаги были выставлены на торги. И на следующий день после покупки новые держатели предъявили права на часть активов, находящихся на территории материнской компании. Дело кончилось тем, что ее поглотили. Все совершенно законно.
– Как только потерян контроль хотя бы за одной составляющей системы, ты становишься легкой добычей для поглотителей, – комментирует Пужалин.
На этой стадии вытащить предприятие уже практически невозможно.
Но как найти того, кто реально поможет, если профессиональный антикризисный менеджер – это редкость? В Саратовской области среди профессионалов антикризисного управления можно выделить арбитражных управляющих – членов Представительства некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-промышленной палате Российской Федерации».
– Вот случай из моей практики, – рассказывает Светлана Копа. – Меня пригласили как менеджера-антикризисника на один из заводов области. На момент моего прихода картина там была удручающей: старое производство, старое оборудование, низкоквалифицированные кадры. К тому же предприятие выпускало продукцию, не интересную рынку. В советское время это был завод-монстр. Теперь же огромное количество площадей и построек простаивали без дела, а налог на имущество пока никто не отменял. Они дошли практически до точки. Мне хватило нескольких недель, чтобы проверить всю документацию, разработать инвестпроект, избавиться от балласта в виде невостребованных площадей, привлечь на предприятие дополнительные финансы – рассчитаться с долгами, закупить новое оборудование, перестроиться на выпуск конкуренто­способной продукции. На данный момент компания уже заключила договоры на предварительные поставки. Выведенное из кризиса предприятие теперь работает самостоятельно и это радует.

Арбитражные управляющие, о чьем опыте шел разговор в этом материале- члены Саратовского представительства НП «СОАУ» ТПП РФ. Возглавляет Саратовское представительство вице-президент областной Торгово-промышленной палаты Алексей Антонов.
Инна КАРЕНИНА
2008-10-13


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007