В Государственную Думу внесен проект закона «О национальной промышленной политике». До сих пор подобного нормативного акта о промышленности в целом в российском законодательстве не было. Документ предусматривает господдержку в области инноваций, формирование Национального промышленного совета.
В сферу его интересов будут входить привлечение субъектов промышленной деятельности к выработке и реализации промполитики; участие в разработке ее концепции, развитие инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию подобной политики. Впервые в отечественном законодательстве появляется понятие промышленного кластера, что позволит создать законодательные условия для развития этих возникающих сейчас групп локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, дополняющих друг друга и тем самым усиливающих конкурентные преимущества.
Безусловно, сегодня необходим современный документ, направленный на развитие промышленного сектора. В Государственную Думу выносится на рассмотрение уже не первый подобный законопроект. К сожалению, ни один из них не был принят.
Сейчас широко обсуждается стратегия развития России до 2020 года, целью которой является переход на инновационную экономику. И место промышленности в ней совершенно очевидно. В основе экономического развития РФ должен быть переход данной сферы к новому технологическому укладу.
Подготовленные и разрабатываемые на федеральном уровне отдельные стратегии, как, например, в химическом и нефтехимическом производстве, газотурбинном двигателестроении, медицинской и фармацевтической промышленности, в сфере нано- и биотехнологий не могут обеспечить модернизации и технического перевооружения всех отраслей промышленности.
В документе должны быть определены приоритетные направления ее научно-технического развития, сформированы стратегические задачи по обеспечению деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции, перестройке промышленности с учетом требований рынка, определены меры поддержки импортозамещающих производств. Часть из этих позиций присутствует в новом законопроекте.
Безусловно, положительным моментом нормативного акта является то, что определяется место субъектов РФ в формировании государственной промышленной политики и ее основных направлений, в осуществлении мер последней, стратегии развития промышленности и ее отдельных отраслей. Регионы как субъекты национальной экономики на мезоуровне непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства. Через них осуществляется управление всей страной, в них находит воплощение государственная стратегия. Соответственно региональное управление выступает проводником общегосударственных интересов с учетом специфики субъекта РФ.
Проект закона оперирует таким новым понятием, как промышленный кластер. Сегодня многие регионы говорят о создании подобных структур и об уже организованных кластерах. При этом единое определение отсутствует.
Наличие в законопроекте главы, посвященной мерам государственной поддержки промышленных предприятий, в том числе финансовой, имущественной, информационной и консультационной, – основа для перехода в практическое поле реализации закона. В том числе для последующего совершенствования федерального законодательства в налоговой, тарифной, таможенной и других сферах.
Вместе с тем необходимо отметить, что идея создания Национального промышленного совета, предусмотренная в новом законопроекте, не нова. Уже сегодня в России действуют негосударственные самоорганизованные институты, выполняющие совещательную и инициативную функции.
В целом документ, безусловно, интересен, но требует серьезного анализа. Как он впишется в общую нормативно-правовую базу, регулирующую промышленную деятельность? Думаю, разработчикам не обойтись без обсуждения законопроекта на уровне отдельных регионов.