Проблемы социальной ответственности предпринимательства обсуждались во вторник на заседании совета Общественной палаты области. С главным докладом выступила член ОП Ольга Коргунова. По ее мнению, именно ответственность бизнеса закладывает фундамент в социальное благополучие страны. И это то, чего больше всего не хватает в сегодняшней России. Немногочисленные исключения лишь подтверждают правило.
– Среди первых благотворителей нашего края – крупные землевладельцы, – начала доклад Ольга Викторовна. – Они открывали школы при монастырях, жертвовали на культуру. Благодаря меценатству в губернии было построено много прекрасных церквей, открылись профессиональные учебные заведения, больницы и детские приюты. Я думаю, сейчас очевидно, что благотворительность возрождается и снова занимает должное место.
По некоторым оценкам, российские компании в год тратят до 11% чистой прибыли на различные социальные программы. Основной институт аккумуляции благотворительных средств – специальные фонды. За последние 10 лет их количество в области удвоилось – это организации помощи семье и детству, больным ВИЧ, заключенным и т.д. Финансы, проходящие через подобные структуры, привлекают повышенное внимание налоговых органов, что несколько сковывает возможности фондов. Ведь «сосчитать» благотворительность очень сложно: это не только деньги, но и подарки, работа волонтеров и многое другое. Привязка благотворительной деятельности к соответствующим фондам прописана законодательно, чем частенько пользуются чиновники, пытаясь «раскрутить» предпринимателей на те или иные социальные взносы. Многие бизнесмены рассматривают это как форму коррупции, так как проследить за дальнейшим расходованием выделенных денег уже невозможно. Поэтому для развития благотворительности должны быть созданы совершенно конкретные законодательные условия. Например, сейчас лишь три субъекта федерации предоставляют своим предпринимателям налоговые льготы в обмен на реализацию бизнесменами социальных программ. Более того, налогообложение благотворительных и коммерческих организаций – практически на одном уровне. Со своей социальной помощи пошлину в размере 24% сначала перечисляет сам «донор». Затем фонд, через который проходят средства, подвергается повторному налогообложению. В завершение налог от суммы платит получатель материальной поддержки. Такого нет ни в одной стране.
По словам Ольги Коргуновой, для исправления ситуации необходимо не только создавать систему государственной поддержки благотворительности, но и формировать комплекс мер морального поощрения «доноров». Сейчас администрация Саратова подписала соответствующее положение, и оно уже коснулось тех фирм, которые «скинулись» на подарки вернувшимся паралимпийцам. Но такое начинание должно иметь федеральный масштаб – вплоть до государственных наград меценатам.
В 1999 году парламент губернии принял закон «О благотворительной деятельности на территории Саратовской области». В 2007-м документ был отменен из-за неэффективности, а созданная рабочая группа приступила к подготовке нового проекта нормативного акта. Трудно сказать, насколько в нем воплотится опыт Самарской области, где предусмотрены пресловутые налоговые льготы – наш регион продолжает оставаться дотационным. Но на положительный сдвиг в ситуации рассчитывать можно.
В минувшем году в стране появился еще один институт – так называемый «эндаумент», фонд целевого капитала. Сейчас в России чуть более десятка эндаумент-фондов, предназначенных для использования в некоммерческих целях. Их капитал пополняется за счет пожертвований. Такие организации могут создавать библиотеки, музеи, университеты, имея право передать капитал под стороннее управление в целях получения дохода. Ярчайший пример – Нобелевский фонд. Инвестировать можно только средства на сумму не менее 3 млн. рублей с целевым сроком использование минимум 10 лет. Цель – финансирование долгосрочных проектов. Появление таких фондов в Саратове пока под большим вопросом.
– В то же время социальная опека остается главной задачей государства, – подытожила Коргунова. – И оно не имеет права от нее открещиваться, перекладывая на плечи бизнеса. Да и опросы населения показывают, что, по мнению граждан, главным благотворителем должно быть именно государство.
Далее слово взяли сами представители социально ответственного бизнеса. Были презентованы социальные программы БАТ-СТФ (саратовской табачной фабрики). Компания выпускает ежегодный отчет, в котором рассказывает о заслугах на ниве благотворительности.
– Свою ответственность мы понимаем всесторонне – и как фискальную перед государством, и как моральную перед обществом и коллективом сотрудников предприятия, – рассказывает представитель компании Татьяна Мамина. – Саратовская БАТ обеспечивает 16% всех налоговых поступлений в областной бюджет. Вместе с отчислениями в федеральную казну эта сумма достигла за прошлый год внушительного размера – 5 млрд. рублей.
Затем Мамина перешла непосредственно к социальным инвестициям. Они осуществляются из единого капитала БАТ-Россия. Есть порядок частных пожертвований отдельным сотрудникам. Компания поддерживает и лиц с ограниченными возможностями. Так, в прошлом году она организовала теннисный турнир для инвалидов-колясочников. «Социальное такси» также финансирует БАТ-СТФ. Преуспело предприятие и на стезе культурного меценатства. Компания официально спонсирует Саратовский театр оперы и балета и Собиновский фестиваль, фестиваль «Нева впадает в Волгу». Кроме того, существуют очень обширные экологические проекты: за четыре года на них потрачено более 80 млн. рублей. Они включают озеленение, обустройство родников, очистку природных парков.
После выступления Мамину атаковали общественники. Те указывали, что компания ставит себе в заслугу выполнение своих очевидных обязательств как предприятия, наносящего прямой ущерб городской экологии. При этом социальные программы БАТ финансируются из прибыли от продажи табака, а курение приводит к смертельным заболеваниям. Своими налогами предприятие поддерживает медицину, параллельно увеличивая количество пациентов лечебных учреждений. Требования общественников заключались в выводе предприятия за городскую черту. Дело в том, что вблизи фабрики находится роддом, а такое соседство вряд ли лучшим образом отражается на здоровье новорожденных. Председатель Общественной палаты Федор Григорьев прокомментировал это следующим образом:
– Мы должны исходить из существующих реалий, – убежден он. – БАТ – одно из самых благополучных предприятий Саратова и крупнейший налогоплательщик. Перенос фабрики можно рассматривать лишь в далекой перспективе, однако уже сейчас фирма делает все, чтобы минимизировать ущерб, причиняемый окружающей среде. Это можно только приветствовать. Кроме того, на фабрике 800 рабочих мест, да и минимальная зарплата в 21 тыс. рублей достаточно высока для региона.
Напоследок Григорьев вполне резонно заметил, что перинатальный центр возвели рядом с «табачкой» через много лет после начала ее работы. Поэтому претензии стоит предъявлять чиновникам, которые отвели землю под строительство такого значимого объекта возле вредного производства.
Следующая выступавшая – директор гостиниц «Жемчужина» и «Словакия» Рузанна Арзуманян – ограничилась перечислением соцпакета своих сотрудников – дополнительные пенсии работникам, выплаты семьям военнослужащих и т.д. И лишь после подсказки из зала вспомнила, что ее фирма опекает детский дом №1 в Волжском районе. Других благих дел компании оглашено не было.
С обзором благотворительных программ остальных саратовских бизнес-структур выступил председатель Союза товаропроизводителей Валерий Слепов.
– Здесь озвучена информация лишь о малой толике социальных проектов наших предпринимателей, – утверждает он. – Во многом это объясняется тем, что долгое время бизнес не афишировал свои пожертвования, дабы не привлекать излишнее внимание фискальных органов. Теперь с этим стало лучше.
С масштабными программами социальной поддержки в области выступают местные филиалы «Газпрома» и ТНК-BP. Они тратят на подобные цели соответственно 800 и 240 млн. рублей в год. Завод холодильников СЭПО и объединенный стекольный завод выделяют более чем по 50 млн. рублей пожертвований. Крупный бизнес на это денег не жалеет. Сложнее положение среднего и мелкого предпринимательства, поэтому и прозрачность его социальной политики оставляет желать лучшего. Здесь опять-таки нужны законодательные меры. Однако уже сейчас большинство коллективных трудовых договоров на малых предприятиях предусматривает поддержку заслуженных работников, ветеранов.
– Впервые в нашей стране сформировано представление о необходимости прозрачной отчетности по социальным программам бизнеса и выделении лучших в ряду благотворительных «доноров», – заявил Валерий Слепов. – Несколько лет назад Союз промышленников России принял «Социальную хартию российского бизнеса», где прописал добровольный характер отчислений и их моральное поощрение со стороны власти. Согласно ей более 10% прибыли должны идти на нужды населения.
Что касается форм взаимодействия бизнеса и власти в данном вопросе, председатель Союза товаропроизводителей отчитался о соглашении, которое губернатор заключил с крупными предприятиями. На основе этих договоров предпринимательство выделяет более 100 млн. рублей на целевые расходы – образование, спорт, культуру и многое другое.
В заключение заседания председатель Общественной палаты Федор Григорьев предложил создать рабочую группу для помощи в подготовке проекта областного закона «О благотворительности». В нее должны войти руководители крупнейших компаний региона.