Поиск:


Передел земли и неба
29 сентября состоялось заседание Совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии». Был утвержден план мероприятий по передаче в госкорпорацию «Ростехнологии» госпакета (51% акций) в качестве имущественного взноса РФ в эту структуру.


Черта проведена

Известно, что решение разработать «план развода» вынесено на внеочередном заседании Совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии» 9 сентября. Уже до появления плана была понятна логика раздела: граница должна пройти по линии «комплекс зданий аэропорта/ авиаотряд», поскольку указ президента Медведева о создании госкорпорации предусматривал, что здания аэропортового комплекса «Саратов-Центральный» не войдут в передаваемый пакет.
Как сообщил источник в компании, концепция такова: государство берет свой 51% как в комплексе недвижимости, так и в авиаотряде, к которому относятся 10 лайнеров Як-42 и авиатехническая база. Далее 51% «крылатого» имущества уходит под контроль новой объединенной авиакомпании, создаваемой Ростехнологиями. Прочие акционеры ОАО: ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз» (25%, контролируется экс-гендиректором «Мосэнерго», приближенным к Анатолию Чубайсу бизнесменом Аркадием Евстафьевым), некая гражданка Белоусова (15%) и совсем мелкие владельцы сохраняют возможность контроля как над авиаотрядом, там и над комплексом недвижимости пропорционально своим пакетам.
Теперь – конкретика. Как сообщил «НВ» заместитель генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» по корпоративным вопросам Валерий Исайкин, по утвержденному плану мероприятий разделительный баланс должен быть готов к 1 декабря.
– Нам нет необходимости производить рыночную оценку имущества компании, – говорит он. – Будет осуществлена рыночная оценка акций ОАО «Саратовские авиалинии». Это сделает московская фирма «Финансовая корпорация «Открытие».
По нашим сведениям, данного независимого оценщика предложило ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз». Сейчас активы ОАО разделены на порядка 50906 акций номиналом в рубль.
Еще одно значимое событие должно произойти 19 января 2009 года, когда Совет директоров нового открытого акционерного общества (основной актив – здание аэропорта, название предположительно «Международный аэропорт «Саратов») выберет генерального директора. В то же время никаких изменений в топ-менеджменте ОАО «Саравиа» не предполагается. И наконец, 17 февраля 2009 года по плану должно состояться собрание акционеров «Авиалиний», которое либо утвердит реорганизацию предприятия, либо нет.


Меркантильные вопросы

Сегодня можно выделить сразу несколько прин­ципиальных вопросов, причем важны и интересны они не только для этих двух компаний. Кто возглавит новое ОАО, которое в перспективе сможет влиять на ключевой для девелопмента ресурс – 230 га федеральной земли, где стоит сейчас аэропорт? Известно, что участок останется в федеральной собственности и не сменит владельца, пока не будет введена первая очередь нового аэропорта в Сабуровке. А это случится не раньше 2012 года. Причем аналитики из London Consulting & Management Company оценили 230 федеральных гектаров в $115 млн. Если земля будет продаваться в розницу, то за каждый гектар придется заплатить по $1 миллиону. Какой окажется рыночная стоимость участка далеко не на окраине областного центра к 2012 году, сказать трудно.
Второй вопрос касается крылатых мощностей: как известно, парк воздушных судов авиакомпании достаточно изношен. По данным, представленным гендиректором ОАО «Саратовские авиалинии» Александром Боковым на совещании в областном правительстве, предприятие стоит перед необходимостью планового капитального ремонта нескольких самолетов, причем цена таких работ в течение года поднялась на 47%. Всего за полугодие «Саравиа» перевезли 114,2 тыс. пассажиров (130% к аналогичному периоду 2007-го), 300,4 т груза и почты (115,8%). Поэтому можно уверенно сказать, что региональный оператор ждет инвестиций со стороны нового владельца. А с ним пока никакой ясности нет.
Имеется, наконец, и текущий вопрос, который решится, видимо, в ближайшее время. Как известно, 15 сентября Федеральная антимонопольная служба признала, что «Саратовские авиалинии» злоупотребили своим доминирующим положением, нарушив ч.1 ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Дело возбуждено по жалобе московского ОАО «Авиакомпания «Центр-Авиа». В документе говорилось, что аэропорт, входящий в «Саравиа», отказался предоставить столичному предприятию приемлемое для него и удобное для пассажиров время взлета и посадки (слоты) на маршруте Саратов –Москва–Саратов. ФАС признала, что это может привести к ограничению конкуренции на рынке воздушных пассажироперевозок на указанном маршруте. А у клиентов отсутствует право выбора из числа конкурирующих авиакомпаний, поскольку на этом направлении работают только «Саратовские авиалинии».
Теперь региональный оператор обязан устранить нарушение антимонопольного законодательства и предоставить в установленное время необходимые слоты для полетов авиакомпании «Центр-Авиа». Однако, по словам г-на Исайкина, ни конкретные сроки, ни сумма административного штрафа в рамках ст.14.31 КоАП со стороны ФАС до компании еще не доведены.
Тяжба с «Центр-Авиа» имеет давнюю историю. В прошлом году саратовское управление ФАС уже рассматривало аналогичную жалобу данного предприятия. Тогда «Саратовские авиалинии» не предоставляли слот, мотивируя это ремонтом второй взлетно-посадочной полосы, а заявитель от претензий отказался. Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Центр-Авиа» Владимир Панкратов считает, что Саратовское территориальное управление (ТУ) ФАС явно было на стороне регионального перевозчика. Но, судя по информации на официальном сайте ФАС, ТУ в июне прошлого года все же признало местную авиакомпанию нарушителем ФЗ «О защите конкуренции» и назвало ее естественным монополистом в сфере оказания услуг аэропортов в областном центре. Предписание об устранении нарушения оно решило не выдавать в связи с отказом заявителя от своих требований.
«Центр-Авиа» входит в холдинг, в составе которого также подмосковный аэропорт Быково и авиасервисная компания. Финансовые параметры деятельности директор «Центр-Авиа» назвать отказался. В данный момент в собственности предприятия находится три самолета Як-42 и один Як-40. Наш собеседник из числа бывших работников «Саратовских авиалиний» отметил, что рейсы на Москву формируют 70% их прибыли, и конец «столичной монополии» может отразиться на финансах регионального оператора крайне негативно.
Наталья МАУС
2008-10-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007