Поиск:


Коррупционерам невыгодна огласка
Более пяти лет на базе Саратовской государственной академии права работает Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции. О его становлении и развитии «Новым временам» рассказала директор Центра, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права СГАП Наталья Лопашенко.

– Наш Центр, образованный в 2003 году по договору между Американским университетом и СГАП, входит в состав исследовательских Центров TRACCC, изучающих организованную и транснациональную преступность. Подобные центры в России начали появляться еще в 1995 году, сейчас же крупных осталось всего два – во Владивостоке и Саратове. Кроме того, есть небольшая группа в Челябинске. Надо отметить, что все сотрудники нашего Центра, за исключением веб-мастера, являются преподавателями академии права. Центр вправе осуществлять только научно-исследовательскую деятельность, в рамках которой мы организуем различные семинары, конференции, летние школы для молодых преподавателей дисциплин криминального цикла. Кроме того, проводим и собственные грантовские конкурсы по изучению региональных аспектов организованной и коррупционной преступности. В последних могут участвовать научные и практические работники, а также студенты не только из Саратова, но и из других регионов России.
Сотрудники Центра ежегодно проводят традиционные опросы по терроризму и состоянию коррупции в обществе, а также осуществляют замеры общественного мнения по отношению населения к организованной преступности. Иногда наша работа распространяется далеко за границы Саратовской области. Например, в 2005 году мы проводили масштабный республиканский опрос в 21 субъекте федерации, приуроченный к парламентским слушаниям, посвященным противодействию коррупции.
Получается, что в год наш Центр организует и реализует в среднем 10 мероприятий, которые так или иначе связаны с проблемами преступности.
Так, за время функционирования Центром проведены, например, такие крупные мероприятия, как международная научно- практическая конференция «Криминальные переделы собственности в России: проблемы противодействия», Всероссийский семинар-тренинг «Противодействие торговле людьми на федеральном и региональном уровнях». На последнюю встречу была приглашена представительная судейская аудитория на уровне первых лиц из различных субъектов РФ.

– Деятельность, которой занимается Центр, может реально повлиять на снижение коррупционной составляющей в области?
– Мы стараемся сделать нашу работу максимально гласной. В связи с этим с удовольствием предоставляем результаты своих исследований в правоохранительные органы, СМИ, делаем рассылку во все уровни власти. Ну и конечно, всю информацию выкладываем на нашем сайте, который, кстати, очень часто посещают не только российские пользователи интернета, но и иностранные. Уверена, что в качестве сведений о том, что происходит в данный момент в обществе, это очень полезная информация.
Хочу отметить, что бороться с преступностью Центр, конечно же, не может (это прерогатива правоохранительных органов), но влиять на уменьшение этой составляющей нашего общества мы обязательно будем и надеемся, что результаты нашей деятельности так или иначе воспримут и учтут местные законодатели. Любая серьезная работа, в том числе и по противодействию коррупции, складывается из маленьких дел, которые приводят к большой цели.
Хорошо известно, что взяточники больше всего боятся огласки. Ни одной из сторон коррупционного сговора невыгодно, чтобы сведения о ней стали чьим-то достоянием. Поэтому любое привлечение внимания к этой теме невыгодно коррупционерам. Тем более, когда в основе этого внимания лежит анализ антикоррупционных экспертиз или замеры общественного мнения. Все это, безусловно, позволяет заострить внимание на проблемах мздоимства. Вообще же победить взяточничество сегодня или завтра вряд ли удастся. Его, наверное, можно только ослабить. Я, кстати, не уверена и в том, что на данный момент ведется реальная масштабная борьба с коррупционерами. Безусловно, сейчас к уголовной ответственности стали привлекать больше чиновников разного уровня, а раньше в основном привлекали только медиков или преподавателей. Но все-таки есть опасения, что это борьба может оказаться кампанией, которая скоро закончится, и все опять вернется на круги своя.
Поэтому так необходимо, чтобы именно сейчас, наконец, приняли закон о коррупции на федеральном уровне. Он необходим хотя бы для того, чтобы привлечь внимание к тем органам власти и людям, которые в силу своего долга обязаны бороться с коррупцией. Это также позволило бы открыто проводить замеры общественного мнения. Пока к нашей работе чаще всего относятся негативно. Далеко не всем нравится, когда проводят подобные исследования на каком-то определенном предприятии или в учреждении.

– В Торгово-промышленной палате Саратовской области в последнее время стали проводить антикоррупционные экспертизы законов и законопроектов. Ваш Центр принимает участие в этой деятельности?
– До недавнего времени сотрудничество между ТПП области и Центром осуществлялось в основном на уровне руководителей – дело в том, что я и президент палаты области Максим Фатеев входим в совет по противодействию коррупции при региональной прокуратуре. Сейчас же наше взаимодействие стало развиваться более активно, чему я очень рада, так как эта работа может быть весьма интересна обеим сторонам. Дело в том, что нам выйти на предпринимательские круги для осуществления тех же социологических исследований достаточно сложно, хотя сотрудникам Центра в свое время и удалось провести большой опрос по рейдерству. Поэтому надеюсь, что с помощью палаты нам удастся наладить более тесное сотрудничество с бизнесменами области.
Также мы определили и некоторые другие направления совместной работы с ТПП. Например, возможность обмена мнениями о коррупции на уровне семинаров или конференций, которые бы мы могли организовывать вместе. Кроме того, мы собираемся исследовать с научной позиции методику антикоррупционных экспертиз, которые проводят работники ТПП. Самостоятельно проводить официальные, то есть основанные на региональном законе о противодействии коррупции, экспертизы законодательных актов мы не имеем полномочий. Но Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции может проверить эффективность методики экспертиз. Мы хотели бы сделать сравнительный анализ методики ТПП с той, которая есть на федеральном уровне. Кстати, хочу отметить, что местная концепция антикоррупционной экспертизы мне нравится гораздо больше, так как в ней более четко и выпукло обозначены некоторые моменты. Кроме того, методику можно сравнить с подобными же экспертизами и в других субъектах РФ. В настоящее время на региональном уровне существует около 18 законов по противодействию коррупции, и в каждом из них есть положения о проведении экспертиз. Думаю, что посмотреть и проанализировать этот общий опыт будет весьма интересно и полезно. Ведь некоторые регионы продвинулись немного дальше, чем Саратовская область, и даже прописали положения по проведению экспертиз в нормативных актах.

– Известно, что Центр по инициативе областной прокуратуры активно участвовал в разработке антикоррупционного закона губернии. Насколько документ, который в итоге приняли, может оказаться эффективным в борьбе с коррупцией, и какие положения вы бы туда добавили?
– Отмечу, что многие формулировки, на которых первоначально настаивали разработчики проекта закона, областная Дума не одобрила. И тот документ, который получился, это своего рода компромисс. Возможно, я бы более четко прописала как раз те моменты, которые касаются проведения экспертиз, а также положение о социологических исследованиях коррупции. Дело в том, что механизмов осуществления замеров общественного мнения сейчас, к сожалению, не существует, в законе нет подробной регламентации таких действий. Есть только общие указания – но и это, надо отметить, уже хорошо.
Что касается закона в целом, он в определенной степени носит декларативный характер, так как в нем отсутствуют механизмы административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Но справедливости ради надо отметить, что, например, положения об уголовной ответственности там и не могут быть прописаны. Это прерогатива федерального уголовного законодательства. Что же касается эффективности закона, то, как я уже говорила, здесь важно любое привлечение внимания к этой теме. А документ можно всегда доработать, если, конечно, потребуется. Проверить эффективность нормативно-правового акта можно только через определенное время.

Результаты анкетирования по вопросам борьбы с коррупцией, проведенного саратовским Центром по исследованию проблем организованной преступности и коррупции в апреле 2008 года.

Респондентами выступили студенты вузов Саратова (всего 300 человек ).
Возраст опрошенных: до 21 года – 270 (90%); 21–25 лет – 21 (7%); старше 25 лет – 9 (3%).
Пол: в анкетировании приняли участие 138 мужчин (46%) и 162 женщины (54%).
Наверное, наиболее провокационными в рамках анкетирования стали ответы на вопрос, готовы ли респонденты указать примерные коррупционные расценки (в среднем).
Андрей МУРАВЬЕВ
2008-09-29


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007