С 2011 года российский газовый рынок перейдет на свободные цены. По мнению экспертов, это повлечет за собой некоторые проблемы как для поставщиков, так и для потребителей голубого топлива.
Выход из намечающегося кризиса обсуждали вчера в региональной торгово-промышленной палате, которая совместно с Управлением федеральной антимонопольной службы по области выступила организатором мероприятия. За круглым столом собрались представители не только УФАС и ТПП, но и министерства промышленности и энергетики области, Национальной ассоциации потребителей природного газа, а также покупатели и поставщики газа.
– Ситуация последних лет в газовой отрасли – предмет пристального наблюдения антимонопольной службы, – отметил вначале заседания руководитель управления ФАС Николай Ремезов. – Баланс интересов поставщиков и потребителей ресурса нарушен. Некоторые аспекты их взаимодействия прописаны в законодательстве так, что несут потребителям только убытки.
– 10% всех обращений в федеральную антимонопольную службу связаны с жалобами потребителей на газовые компании, – подчеркнула начальник отдела товарных рынков УФАС Ольга Гусева.
Выходом из ситуации представители федеральной антимонопольной службы считают выработку новых правил поставки голубого топлива, в которых были бы более четко прописаны условия заключения договоров и многие другие пункты. Правительство России уже приняло решение об изменении документа. Осталось только выяснить, как его поправить, чтобы по возможности учесть интересы и поставщиков, и потребителей.
Для этого в разных регионах страны и проводятся подобные круглые столы.
– Сейчас мы находимся на пороге своеобразной новой эпохи. С 2011 года газовая отрасль выйдет на равнодоходные цены. Что это повлечет за собой? – говорит председатель Национальной Ассоциации потребителей природного газа Сергей Очаков.
Для начала он предложил присутствующим оценить перспективы рынка. По данным на конец минувшего года, на долю Газпрома в добыче голубого топлива пришлось 548,6 млрд. кубометров. Это, по словам Очакова, соответствует уровню 2003-го. Многие скважины находятся в стадии рецессии, то есть добыча там падает. Следовательно, вскоре нас ожидает дефицит голубого топлива, что вызовет неизбежный рост стоимости ресурса.
На сайте федеральной службы тарифов можно найти информацию о том, какими были бы сегодня равнодоходные цены на газ в различных регионах. В результате уже сейчас они превысили бы регулируемую стоимость в два раза.
Между тем переход на свободные цены чреват серьезными последствиями для малых предприятий и некоторых отраслей экономики страны. Например, может сильно пострадать сельское хозяйство, социальная сфера.
Чтобы этого не произошло, новые правила поставки газа должны учитывать ряд ключевых моментов.
– Мы предлагаем обратить внимание на фактор сезонности, – подчеркнул Сергей Очаков. – У предпринимателей должна быть возможность свободного распределения закупаемого газа. Например, на сельхозпредприятиях самый пик потребления – осень, между тем как зимой и ранней весной потребление минимально. Однако при этом в Самаре поставщики почему-то штрафуют фермеров, а в Воронеже нет. Этот момент должен быть четко прописан в правилах на стадии заключения договора.
Также необходимо выработать меры стимулирования газо- и энергосбережения, полагают потребители. Известно, что, по сравнению с западными, российские производства гораздо более энергоемкие. Но, к сожалению, бизнес с малой рентабельностью не может себе позволить приобретать энергосберегающее оборудование. Однако транжирить газ при его грядущем дефиците – не самая разумная мысль. А стимулировать к приобретению новых энергосберегающих технологий должно, по мнению потребителей голубого топлива, государство.
Также, считает Очаков, в правилах необходимо прописать ответственность поставщика за качество реализуемой продукции. Чтобы приобретенное потребителем оборудование не портилось и предприятие не несло убытки.
Для обсуждения крупным покупателям газа в Саратовской области были предложены и некоторые другие пункты новых правил.
– Основой для этого документа послужили старые правила. Мы просто постарались их усовершенствовать с учетом интересов потребителя, который до сих пор страдает от иногда неправомерных действий поставщиков, – резюмировал Очаков.
Все пожелания и предложения участников круглого стола будут направлены в Национальную ассоциацию, которая, обобщив информацию, даст ход принятию новых правил и стандартов обслуживания потребителей.