Высокой стоимостью бензина и дизельного топлива в России озадачены все: от рядовых автолюбителей до Президента страны, Правительства и даже самих нефтяников. Ведь последним приходится выслушивать не только упреки простых граждан, имеющих машины, но и отстаивать свои интересы перед Федеральной антимонопольной службой.
Это ведомство за последние лет пять-семь неоднократно пыталось уличить монополистов-нефтяников в сговоре по вопросам увеличения цен на топливо.
Пошлинная политика
Но прежде чем обвинять крупные нефтяные компании, которые работают на рынке губернии, следует прояснить некоторые детали. Так, из почти 400 автозаправок, функционирующих в регионе, лишь 99 принадлежат ТНК-ВР, 37 – «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукту», а остальные – мелким фирмам. Хотя эксперты, отмечают, что отпускная стоимость светлых нефтепродуктов производства Саратовского НПЗ влияет на розничные цены на ГСМ. Однако, по мнению директора филиала «ТНК-ВР – Поволжье» Владимира Мешкова, не все так просто складывается в этом сегменте рынка:
– В прошедшем августе значительно – на 25% – была уменьшена цена на льготное дизтопливо для сельчан. Четырежды за август снижались цены на бензин на автозаправочных станциях ТНК.
Рынок нефтепродуктов, как и любой другой, – живой организм, на который влияет множество факторов. Это и цена на нефть, и таможенные пошлины, и налоговая политика, и затраты на транспортировку нефти, и многое другое. Также надо учитывать, что в Саратовской области реализуется масштабная по затратам программа по ребрендингу АЗС. Только в прошлом году в модернизацию и строительство современных заправочных комплексов инвестировано более 800 млн. рублей, в нынешнем ожидается порядка 600 млн. К концу года в регионе будет уже 70 АЗС ТНК в новом дизайне.
Действительно, в 2008-м экспортные пошлины на нефтепродукты росли, как на дрожжах – не меньше розничных цен на бензин и дизтопливо. К примеру, с 1 июня нынешнего года федеральное правительство повысило таможенную вывозную пошлину на сырую нефть на 58 долларов. «Оброк» достиг рекордной величины за все время своего существования – $398,1 за тонну.
По прогнозам специалистов, экспортная пошлина на нефть в октябре-ноябре будет $485,8 за тонну по сравнению с $495,9 в августе-сентябре.
А вот данная ставка для светлых нефтепродуктов снизится с $346,4 до $339,7, а для темных – с $86,6 до $83. Россия рассчитывает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты раз в два месяца на основе мониторинга мировых цен на нефть марки Urals.
Ведомства, выступающие за дальнейшее снижение налогов в РФ, в том числе налога на добычу полезных ископаемых, включая «черное золото» (НДПИ), говорят: одновременно потребуется повысить пошлины на темные нефтепродукты, чтобы не создавать перекосов на рынке.
Однако недавно стало известно, что Федеральная антимонопольная служба предлагает увеличить ставку пошлины на экспорт нефтепродуктов с 0,3% за тонну по рыночной стоимости до 0,8%. Об этом 16 сентября сообщил на пресс-конференции в Москве глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, 72% всего произведенного в России мазута было вывезено из страны, вследствие чего на внутреннем рынке возник дефицит этого товара. В результате в России в два раза выросли цены на данный продукт.
Еще один пример, приведенный Артемьевым, касается дизельного топлива. Из всего объема произведенного в России дизтоплива за границу ушло 52%, и это в разгар уборочной страды. В итоге данный товар стоит дороже бензина марки А-80.
Игорь Артемьев убежден, что в стране, где добываются огромные объемы нефти, цены на продукты из нее должны быть ниже, чем на внешних рынках. Продажа нефтепродуктов на биржах стала бы одним из решений проблемы, считает глава ФАС. Он полагает, что это позволит стабилизировать цены.
Справедливости ради заметим, что в Саратовской области поставки льготного дизельного топлива (со скидкой до 10%) осуществляются в рамках соглашения между ТНК-ВР и региональным правительством по заявкам минсельхоза. По состоянию на 1 сентября для хозяйств губернии поставлено более 90 тыс. т ГСМ. Это позволило сельчанам сэкономить свыше 160 млн. рублей. Для сравнения: данный показатель за тот же период прошлого года – 90 млн. По соглашению на проведение сельскохозяйственных работ запланировано поставить 130 тыс. тонн дизтоплива.
Но вернемся к налоговой составляющей, которая оказывает очень сильное влияние на формирование розничных цен на топливо.
Увы, федеральное министерство финансов возражает против дальнейшего снижения налога на добычу нефти в виде повышения необлагаемой последним стоимости с $15 за баррель до $25. Хотя в то же время ведомство Алексея Кудрина поддерживает дифференцирование пошлин на нефтепродукты – снижение на легкие и уменьшение на тяжелые.
Эксперты рассуждают иначе. Они читают, что хотя слышны разнородные заявления федеральных чиновников относительно возможных дальнейших налоговых послаблений, в целом виден повышательный тренд в динамике НДПИ. По мнению экспертов, эффект «ножниц Кудрина» уже в 3-м квартале нынешнего года может негативно отразиться на финансовых показателях нефтегазовых компаний.
Исходя из смысла таких споров, не стоит обольщаться в отношении простых и легких путей решения проблемы.
Без вмешательства государства не обойтись
А пока дискуссии идут в «высоких» правительственных кабинетах и среди экспертного сообщества, на местах эту дилемму также пытаются разрешить. К примеру, 10 сентября 2008 года в комитете по дорожно-транспортному строительству эксплуатации дорог области состоялся круглый стол, приуроченный к Общероссийской акции протеста «Нет росту цен на топливо!», который инициировали представители профсоюзов губернии.
Данные объединения даже приняли обращение к премьер-министру России Владимиру Путину и губернатору Павлу Ипатову по поводу резкого подорожания этой продукции.
Документ подписали работники автотранспорта и дорожного хозяйства, связи, агропромышленного комплекса, авиационной промышленности.
В обращении говорится, что «за 7 месяцев текущего года цены на автомобильный бензин в Саратове поднялись на 27%, на дизельное топливо – на 44%. Стоимость авиационного топлива выросла на 10 тыс. рублей за тонну и достигла 36 тыс. рублей. За 9 месяцев 2008 года рост цен на дизельное топливо, поставляемого для ОАО «РЖД», составил 60%, бензин – 49%, электроэнергию на тягу поездов – 35,6%, что привело к росту себестоимости перевозок на 28%. В структуре затрат на сельскохозяйственную продукцию удельный вес горюче-смазочных материалов доходит до 30 и более процентов».
В документе отмечено, что «рост расходов на ГСМ крайне негативно сказывается на уровне заработной платы и состоянии эффективной занятости работников транспортных отраслей, отражается на конкурентоспособности российских предприятий, в конечном счете, влияет на экономическую безопасность страны».
– Рост цен на бензин и дизельное топливо обусловлен разными причинами, – заявил президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев. – Но я считаю: наши монополисты так быстро стремятся уравновесить внутрироссийские цены на топливо с ценами западного рынка, что абсолютно перестали видеть, что же в действительности творится в России. Сегодня мы наблюдаем настоящий провал между уровнем доходов наших граждан и индексацией цен на топливо. Думаю, здесь недорабатывает Федеральная антимонопольная служба. Региональные власти для решения вопроса вряд ли что-нибудь могут сделать.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы народные волнения (а они уже имеют место быть!) выплеснулись на улицу в некорректной форме. С каждым годом автомобилей становится все больше и многие из нас просто-напросто зависимы от своего «железного коня». Чем быстрее в эту ситуацию вмешаются федеральные власти, тем будет лучше для всех.
Кстати, в обращении профсоюзов в адрес главы правительства РФ первый пункт гласит, что «государство должно обеспечить контроль цен на сырую нефть и топливо на внутреннем рынке». Совершено однозначно – без вмешательства федеральной власти теперь уже не обойтись. В противном случае экономику страны ждут не самые лучшие времена.
16 июня нынешнего года стоимость литра бензина марки Аи-95, Аи-92 и А-80 НК «Лукойл» в губернии составляла, соответственно, 24,2, 22,9 и 19,1 руб. При этом «лукойловское» дизельное топливо реализовывалось в розницу ровно за 24 рубля. Цены на АЗС ТНК-ВР были в тот же период следующими: бензин марки Аи-95 продавался по 24,1 руб., Аи-92 – 23,3 руб., А-80 – по 19,4 руб. Дизельное топливо ТНК-ВР реализовывало на собственных АЗС по 24,7 руб.
С 1 сентября компания ТНК-ВР в очередной раз снизила цены на своих автозаправочных станциях в Саратовской области. Начиная с августа, это четвертое уменьшение стоимости топлива, реализуемого в розницу. Цена литра бензина была снижена: Аи-92 – на 50 коп., А-80 – на 10 коп., дизельного топлива – на 60 коп. Теперь стоимость литра Аи-92 составляет 22,9 руб., А-80 – 19,4 руб., дизтоплива – 23,7 руб. Цена на Аи-95 осталось прежней (одной из самых низких в Приволжском федеральном округе) – 24,8 рубля.